ВЕСЬ год правительство говорило о снижении налогов. Мы попросили известного экономиста, депутата Госдумы Сергея ГЛАЗЬЕВА оценить итоги года налоговой реформы:
- РЕФОРМА должна была обеспечить снижение бремени налогов на труд и инвестиции. На мой взгляд, эта задача решена лишь отчасти. Налог на прибыль снижен в полтора раза. Это существенное облегчение для производителей. Удалось добиться некоторого снижения социального налога - налога на труд. Блокировано двойное обложение малого бизнеса. Теперь малый бизнес имеет возможность платить всего один сбор - налог на вмененный доход. Но бремя все еще остается большим и распределяется несправедливо.
В разговорах о принципиальном снижении бремени звучит некоторое лукавство. Возьмем, например, подоходный налог. Кардинально - почти в три раза, с 35% до 13%, - он уменьшился только для сверхбогачей. Бедные и раньше платили 12%. Так что для них подоходный налог увеличился на 1%. Одинаковые поборы платят те, чьи доходы составляют 2 миллиона долларов, и те, кто получает 2 тысячи рублей. При этом правительство отменило льготы для военнослужащих, которые, рискуя жизнью, служат Отечеству.
Зарплата в какой-то мере вышла "из тени", но не плата за труд в обычном понимании. Просто те, кто контролирует предприятия, часть прибыли начали переводить в зарплату. Именно этим можно объяснить такие огромные зарплаты топ-менеджеров крупных компаний - один-два миллиона долларов в месяц. Таких зарплат нет нигде в мире. Налицо обман акционеров. Часть прибыли они выдают за зарплаты и платят с них 13%. Вместо того чтобы показать эти суммы как прибыль предприятия, заплатить налог на прибыль - 23%, затем раздать дивиденды акционерам (с которых тоже взимается налог).
Налоговая система должна не угнетать, а стимулировать рост производства и инвестиций. Если предприятия из своей прибыли выделяют средства для развития производства, научных разработок, то эти затраты необходимо исключить из налогооблагаемой прибыли, таким образом прибыль уменьшится и отчисления в бюджет будут меньше. Раньше так и было, однако новая система налогообложения посчитала эти правила льготой и отменила их.