Примерное время чтения: 8 минут
163

Министр обороны Сергей Иванов. У нас рабоче-крестьянская армия

"...Мы считаем, что сейчас нет угрозы крупномасштабной войны для России. Но обеспечить оборону огромной страны можно только за счет высококлассных мобильных сил", - сказал министр обороны РФ Сергей ИВАНОВ в своей беседе с главным редактором "АиФ" Николаем ЗЯТЬКОВЫМ.

- СЕРГЕЙ Борисович, вы министр военного ведомства, но в гражданской одежде. Как к вам обращаются подчиненные?

- Товарищ министр.

- Такой "гражданский" статус помогает в общении с западными коллегами? Ведь там многие министры обороны тоже без эполет.

- Мне больше помогает знание иностранных языков. Часто со своими коллегами я разговариваю без переводчика. Задача министра обороны в основном больше политическая, чем военно-профессиональная. Я никогда не отрицал, что не знаю (может, мне это и не нужно) устройства конкретного стрелкового вооружения, артиллерийских и ракетных систем. Для этого есть специалисты, в том числе и генералы. Свою задачу я вижу в том, чтобы помогать Вооруженным силам России и делать все необходимое для защиты интересов людей в погонах.

Мы не говорим, что НАТО - наш враг

- И КАК вы, товарищ министр, оцениваете свою помощь? Ведь реформа армии пока не находит массовой поддержки в обществе.

- Профессиональной оценки себе давать не могу и не буду. Хотя бюджетное финансирование с момента моего прихода в армию из года в год уверенно растет. Но растет в абсолютных цифрах, и если взять поправку на инфляцию, особенно на продукцию военного назначения, то это и небольшая прибавка. По поводу "реформы". Это слово в России устойчиво приобрело негативный смысл. Мы предпочитаем говорить так: "модернизация Вооруженных сил" - и подразумеваем прежде всего усиление боевой мощи армии.

Можно форсированно увеличить денежное довольствие военных, но тогда армия, достаточно хорошо оплачиваемая, останется без оружия. Можно и наоборот: больше средств тратить на перевооружение. Но кто тогда будет это оружие обслуживать?

В позднее советское время 70% военного бюджета тратилось на развитие, а 30% - на содержание военнослужащих. В 90-х годах эти цифры "перевернулись", и сейчас мы постепенно выравниваем ситуацию и стараемся меньше "проедать". Сегодня соотношение уже 60 (на содержание), 40 (на развитие), а в идеале к 2010 г. хотелось бы иметь соотношение 50 на 50.

- Сергей Борисович, наши договоренности с американцами по борьбе с терроризмом выполняются. А в итоге - те же американцы все ближе подступают к нашим границам, от СНГ кусочки "отрезают".

- На территории СНГ есть временные базы, связанные с проведением контртеррористической операции в Афганистане. Это было согласовано. И это в наших кровных интересах. Я в этом убежден. И военного присутствия США и НАТО там нет, за исключением четко оговоренных случаев.

Но мы не во всем сотрудничаем и не все установки НАТО разделяем. Я предполагаю, что над многими военно-политическими руководителями Запада еще довлеют комплексы "холодной войны". Сейчас никто не говорит, что Россия - геополитический противник НАТО. Мы не говорим, что НАТО - наш предполагаемый враг, как это было 20 лет назад.

Поэтому с НАТО мы будем терпеливо, спокойно выстраивать фронт дружеского взаимодействия.

В дедовщине виноват конкретный командир

- ВОЗНИКАЕТ вопрос: если нет четко обозначенного врага, зачем наращивать свою мощь, вооружение?

- Мы считаем, что нет угрозы крупномасштабной войны для России. Но вот фактор непредсказуемости в мире увеличился в несколько раз. Обеспечить эффективную оборону такой огромной страны, как Россия, с небольшим, скажем прямо, населением можно только за счет обладания высококлассными мобильными силами.

В свое время на советскую военную машину смотрели со страхом. Сейчас этого страха нет. Правда, нас не все любят. А что касается ядерных сил, мы их будем сбалансированно развивать. В России уже появляются новые виды ядерных вооружений. Причем мы делаем упор на однотипные виды вооружения. Например, мы начали испытание новой морской стратегической ракеты "Булава", максимально унифицированной с наземным ракетным комплексом "Тополь-М", учитывая то, что подводный ее старт отличается от пуска из шахты в земле. Это дешевле.

- Сергей Борисович, вы член Совета безопасности, очень информированный человек, присутствующий на заседаниях правительства. У вас нет такого ощущения, что при рассмотрении экономических вопросов нет ясности: куда же мы идем?

- У меня нет экономического образования, что считаю большим недостатком. У нас большая социальная проблема: есть бедные и сказочно богатые люди. Но решать ее надо не раздачей денег из Стабилизационного фонда, а за счет развития высокотехнологических сфер. Нельзя всю жизнь жить на нефтяной игле.

- В ответ на критику министры, другие большие начальники говорят: что вы хотите, мы же часть страны, а страна у нас известно какая - вся в проблемах.

- Это отговорка. Возьмем преступность. С одной стороны, она в армии в два раза меньше, чем в обществе. В этом смысле я могу смело утверждать, что наши Вооруженные силы - одна из самых законопослушных "отраслей".

С другой стороны, по ряду параметров преступность в армии растет. Здесь недопустимы ссылки на то, что у нас такое общество и такие солдаты - те 9%, которые призываются и служат, выполняя свой конституционный долг. (А 91% не выполняет.) Кстати, скоро всем тем, кто идет на срочную службу, нужно давать медаль за личное мужество прямо в военкомате. Дедовщина как явление в армии есть, и мы этого не отрицаем. Она, кстати, была и в Советском Союзе. Но! Больше половины частей и подразделений сейчас не имеют неуставных отношений и ни одного преступления по факту. А вот меньшая половина дает все остальное. Именно в конкретной части, у конкретного командира.

Служба в армии - шанс для бедных

- КАК вы лично воспринимаете трагические случаи в армии? Гибнут молодые ребята. У них вся жизнь впереди: любовь, семья, дети, работа... И все это оборвалось в армии.

- Очень болезненно. Страшно переживаю. Вот недавно сбежали из подмосковной части два брата-близнеца. При попытке задержания они убили двоих милиционеров. Один солдат потом застрелился, а второй был арестован. Кто виноват? Когда выясняем, приходим к выводу: наплевательское отношение командира к исполнению своих обязанностей.

Был другой случай, когда идиот-командир, извините, другого слова не подберу, после бани вывел солдат на улицу и полчаса пересчитывал их на морозе. Хотя это скорее исключение.

- Как будут обстоять дела с призывом на военную службу? Студентов будут призывать в армию?

- Ваш еженедельник очень хорошо и точно называется - "Аргументы и факты". Поэтому начну оперировать фактами. Сейчас в России больше, чем в СССР, высших учебных заведений и военных кафедр. При этом армия стала в три раза меньше, а военных кафедр - в полтора раза больше. Это говорит о том, что многие кафедры открылись для того, чтобы повысить взяткоемкость конкретного вуза.

С 2008 года мы планируем перейти на службу по призыву до 1 года, а для этого призывников нам надо в два раза больше. А у нас уже сейчас такая рабоче-крестьянская армия, какой не было никогда в России. Остальные все законно или незаконно пользуются отсрочками.

- Значит, будете их лишать?

- Не всех. Могут быть временные отсрочки. На них никто покушаться не собирается. Но у нас помимо отсрочек по здоровью и по учебе существует еще 24 вида причин не служить в армии. Ликвидированы отсрочки для работников пожарной охраны и сотрудников МВД. В дальнейшем это коснется и других профессий... Не предвещаю, но полагаю.

- А после учебы?

- Отсрочка для получающего высшее образование действует только на период его учебы. Даже с военной кафедрой.

Если половину из них закрыть, Министерство обороны не почувствует ничего, кроме экономии денег. Военные кафедры выпускают свыше 50 тыс. офицеров запаса. Максимум мы призываем на военную службу офицерами на два года около 10 тысяч.

- Что касается вузов. Человек из бедной семьи в России не имеет шансов получить хорошее, качественное высшее образование. В институт - из деревни, из глубинки, с бедными родителями - об этом уже и не мечтают...

- Многие ректоры престижных вузов в откровенной беседе говорили так: "Нет, Сергей Борисович, даже одного Ломоносова мы сейчас не можем себе позволить принять на бюджетное отделение".

Переход на контракт даст многим (к 2008 году контрактников будет 144 тыс. на солдатских и сержантских должностях) шанс поступить в вуз. Если ты три года добросовестно отслужил по контракту, то государство определяет тебя на бюджетное отделение любого вуза. И есть право закончить подготовительный факультет за государственный счет с таким окладом, который был, допустим, у сержанта-контрактника (около 6 тыс. рублей в нынешних ценах). И, фактически сдав вступительные экзамены на все тройки, он будет зачислен бесплатно на бюджетное отделение. Для бедных, прямо скажем, это шанс выжить, которого сейчас государство не дает.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно