КОННЫЙ спорт - циничный до предела бизнес. Жокею - приз, лошади - ад.
Окончание. Начало в "АиФ" N 5
ДЕПУТАТ Госдумы, экс-телеведущий, журналист Александр НЕВЗОРОВ в "АиФ" N 5 рассказал о жестокой изнанке конного спорта, о том, что в нем все рекорды в буквальном смысле завоеваны кровью и болью лошадей. Предлагаем вниманию читателей продолжение разговора.
- Вы рассказывали, что конный спорт без "болевых приемов" не состоялся бы. Говорят, что конкур - чуть ли не самый гуманный его вид...
- В конкуре тоже есть свои закулисные тайны: например, "пробки". Это когда несколько железных пробок из-под бутылочного пива приматывают бинтами к ноге лошади. И если лошадь в прыжке заденет препятствие, она испытает боль настолько сильную, что в следующий раз обязательно вздернет ноги!.. А в спортивной выездке есть "подбивка" (лупят железной трубой или деревянной палкой по ногам лошади) и электрошок - "шокер" из оружейного магазина ставится на низкий разряд, но лошади его "хватает".
Естественно, что такая лошадь ненавидит и боится человека. Ни один спортсмен-конник не сможет просто так попросить ее сесть или лечь. Жокеи боятся снять уздечку с лошади, потому что, оказавшись свободной, она может убить их.
- Может, после заезда жокей все-таки пытается "загладить вину", холит и лелеет лошадь?
- Тут все зависит от хозяина. Бывает такое, что и вспомнить тошно! Недавно в центре Питера, в Удельном парке, сгорела конюшня. Погибло 13 лошадей. Так вот, в помещении размером 10 на 35 метров было набито 27 лошадей вместо 10 по нормам. Это была страшная, вонючая, рассыпающаяся, с низкими потолками, стандартная советская прокатная конюшня. Когда загорелось, лошадей просто не смогли вывести! А пожарные, выясняя план помещения, узнали, что, оказывается, там не было сортира - вообще! Конюшня простояла 20 лет, и все это время "спортсмены" ходили по малой и большой нужде прямо в денники к лошадям под ноги!
- Куда деваются "списанные" лошади, которые уже не могут работать?
- А вы зайдите на Дворцовую площадь и взгляните на тамошние "выезды". Это последняя ступенька падения лошади. Ее изуродуют в спорте, ею наиграются, сломают, и тогда ее за бесценок покупают так называемые городские "покатушечники". Их очень устраивают такие доходяги, потому что очень спокойной лошадь может быть, только если она очень больна. Это обычная практика на русских конюшнях: сделать так, чтобы все силы лошади уходили только на поддержание жизни, и тогда она станет послушной и тихой.
Есть еще одно место, где ждут списанное животное, - нелегальные цыганские бойни, которые есть в окрестностях каждого крупного города, где дадут еще 20 долларов за то, что ты привез лошадь. Там же их и режут. Я знаю под Питером 2-3 таких бойни. Но вообще их больше.
- Наверняка цирковым лошадям живется получше?
- К сожалению, и в цирке вы честной работы с лошадьми не увидите. Там все основано на "перьях", блестках и клоунах, которые отвлекают зрителя от жестокой сути. Хотя в русском цирке есть люди, которые пытаются изменить ситуацию: например, известная наездница Елена Павлович. Очень мягок с лошадьми был народный артист и главный режиссер по конным номерам в Центре циркового искусства Юрий Ермолаев.
Но все же главные инструменты цирковых наездников - голод, побои, арниры, чеки и обер-чеки - наборы ремешков, которые позволяют зафиксировать голову лошади, лишив ее способности к сопротивлению. Тактика такая: голову пристегивают намертво, задрав ее вверх или, наоборот, прижав к груди. И вот голодная "зафиксированная" лошадь проходит курс жестоких побоев, который необходим, чтобы лишить ее воли к сопротивлению. Затем используется еще один "удар ниже пояса": шамберьер, бич с жалом длиной до 4 метров. Он сделан с учетом диаметра арены - 13 метров. То есть так, чтобы лошадь нигде не могла уклониться от жала. Шамберьером прицельно бьют по ушам и паху, а к концу его привязывают гайку или рыболовецкое грузило, но и без грузила, уверяю вас, боль адская.
Особый секрет цирка - наклон арены. Лошадь бежит согнувшись и под углом. Для нее это крайне болезненно! Представьте: боль, круг, изогнутое тело, острый бич, которым можно достать до яиц и ушей, ремни, которыми стянута голова. И плюс "подбивка", известная и в спорте, и в цирке: шест, которым ассистент бьет по передним ногам лошади, чтобы она их вздергивала повыше. Так делаются эффектные аллюры типа пассажа, испанской рыси и т. д.
- А вы уверены, что все спортсмены поголовно так издеваются над лошадьми? Можете предложить какой-то выход?
- Если ты не можешь без веревок, железок и палок объяснить лошади, чего ты от нее хочешь, - тебе не место рядом с нею. Уберите пытку голодом, побои, "железо" - и исчезнет ад. Ведь человек, который общается с лошадью, может получать высшее удовольствие от духовного контакта с другим разумом. Не от примитивной скорости - сел, вдарил, проскакал, перепрыгнул крашеную палочку, слез, - а от того, что с тобой дружат и тебе послушно удивительное, огромное, могучее и свободолюбивое существо. Это наслаждение гораздо более сильное. Мало кто может набраться мужества и сказать себе, что ни хрена не знает, не умеет и не понимает в лошадях и что надо бросать все к чертовой матери и ехать учиться в Европу, как когда-то это сделал я.