"Почему вы так переживаете, что между русскими и украинцами возникнет какая-то вражда? Нельзя абстрактно дружить народами, можно дружить с конкретными людьми разных национальностей. А эта дружба никуда не денется", - считает известный артист.
РОЛИ в двух самых заметных кинопремьерах прошлого года - "Свои" и "Водитель для Веры" - принесли народному артисту Украины, бывшему министру культуры Украины Богдану СТУПКЕ множество российских и международных призов: "Золотой Орел", "Серебряный Георгий" (главная награда Московского кинофестиваля), "Золотой Овен", Гран-при кинофестиваля в Марокко. Сейчас Богдан Ступка служит худруком Национального академического драматического театра им. Ивана Франко и снимается у Киры Муратовой в новом фильме по сценарию Ренаты Литвиновой.
- НА УКРАИНЕ вас не ревнуют за такой успех за пределами родины?
- Я всегда работал с русским кинематографом - еще до распада Союза, начиная с 1971 года, с картины Ульянова "Самый последний день".
- До распада! Тогда все существовали в единой системе всесоюзного кинематографа. А сейчас в Прибалтике, к примеру, не очень-то жалуют тех актеров, кто снимается в России. По их мнению, эти люди работают на чужую культуру.
- Мне кажется, актер, где бы он ни снимался, работает прежде всего на культуру своей страны. Если я снимусь у французов, говорить будут про то, как украинский актер снимался во французской ленте. Так Украине это только на пользу!
"Власть берут силой, а удерживают мудростью. Мудрость и есть компромисс!"
- ВАШ персонаж в фильме "Свои" соглашается стать старостой при немцах, чтобы спастись самому и спасти односельчан. Как, по-вашему, все ли средства хороши, когда речь идет о жизни и смерти?
- Собственно, мы только этим и занимаемся - выживаем. Жизнь состоит не только из революций - без компромиссов не проживешь. Как говорят: власть берут силой, а удерживают мудростью. А мудрость и есть умение идти на компромиссы.
Да, мой герой идет на сделку с немцами. Но, мне кажется, общество сегодня уже развито в достаточной степени, чтобы понимать - ради спасения стольких жизней компромиссы возможны. Мой герой - человек, который прежде всего любит Родину. Для меня патриот - это не тот, кто каждый день по телевизору или в газетах рассказывает, как он радеет за страну. По-моему, все решают поступки. Любовь к Родине - она не на словах и не на кончике пера. Ее в сердце надо иметь. И проявляется она именно в экстремальных ситуациях.
- Сейчас все чаще звучат голоса, что зря СССР развалили. Ведь вместе все неплохо жили, а как поотделялись, так все пошло вкривь и вкось - нищета, безработица, межнациональные конфликты. Европа сейчас вон как активно объединяется. Может, и нам стоит попробовать?
- Я в свою очередь хочу спросить: а что, в Советском Союзе мы жили лучше, чем теперь? Да мы просто получали только ту информацию, которую власти считали нужной нам давать. Мы же не знали, что на самом деле происходит в стране, какие гнойники там зреют на почве тех же самых межэтнических конфликтов. А сколько инакомыслящих упрятали за решетки в психиатрические лечебницы? Это называется "хорошо жили"? А скольких сперва по приказу Сталина, а после Хрущева с той же Украины вывезли в Сибирь, в лагеря? Переселяли такое количество народа, что вагонов не хватало. И какой народ сейчас ностальгирует по старой жизни? Те, кто раньше дальше своей деревни не выезжал, и сейчас не выезжают? Я с ними не согласен. Мне лично в коммуналке жить неинтересно. Я хочу жить в отдельной квартире! Чтобы у меня не было общей кухни с ее вечными сварами.
Да вы понимаете, какое это благо - возможность свободно говорить? Я считаю, что возможность говорить, что ты думаешь, без угрозы оказаться за решеткой, намного ценнее, чем колбаса за 2.20.
- И будут все из своих квартир злобно смотреть на соседей...
- Почему вы так переживаете, что между русскими и украинцами вдруг возникнет какая-то вражда? Я сейчас хочу организовать совместные гастроли - чтобы МХТ им. Чехова приехал в Киев, а наш театр - в Москву. Украинские певцы испокон веков пели в московских церквях, в Большом театре. В храме Василия Блаженного, еще в те времена, когда он был открыт, выступал украинец Козловский. Нельзя абстрактно дружить народами, можно дружить с конкретными людьми разных национальностей. А эта дружба никогда никуда не денется.
К слову о Козловском. Он был большой шутник. Однажды в начале 90-х в новогодние праздники мы с нашим театром на малой сцене чеховского МХАТа играли гоголевские "Записки сумасшедшего". Собрался весь московский бомонд. После спектакля меня подзывает Иван Семенович (а он старался не пропускать наших гастролей), дает мне пшено и бутылку "Кодряну", спрятанную в пакет из-под кефира. И говорит: "Идем! Будем с Рождеством поздравлять!" Мы начинаем петь святочные колядки, пшено в зал кидаем. В одном из рядов сидит дама с глубоким декольте. Иван Семенович подходит к даме и начинает сыпать ей в декольте пшено. Она кричит: "Что вы делаете!" А он ей так спокойно: "Молчи! Кацапка!" И зал зааплодировал.
Честно вам признаюсь: политика меня не интересует. Меня сейчас интересуют Дали, Пикассо, Фрейд. Мы в театре поставили пьесу Терри Джонса "Истерия" о Зигмунде Фрейде и Сальвадоре Дали. Когда я работаю над ролью, стараюсь как можно больше узнать о своем персонаже. Вот вы, к примеру, знаете, что Фрейд родился на Украине, возле Ивано-Франковска, в городке Тысменица, но его семья довольно быстро оттуда уехала в Чехию? Этот городок сегодня славится тем, что там делают норковые шубы, а про Фрейда никто не помнит.
Во время правления нацистов у Фрейда четыре сестры погибли в концлагерях, а его самого принцесса английская и Стефан Цвейг смогли вытянуть в 1938 году в Лондон. Ему было тогда 83 года. К тому времени у Фрейда начал прогрессировать рак верхней челюсти. Фрейд же всю жизнь курил сигары, к тому же он всю Европу научил курить "травку", потому что сам баловался этим. Из-за болезни от него исходил отвратительный запах. Чтобы как-то прожить, он читал лекции студентам. Но запах был настолько силен, что ему приходилось вставать за ширму...
"Бондарчук сказал мне: "Два царя в одном кадре? Нет!"
- А В РЕЖИССУРЕ вы с таким богатым опытом себя не хотите попробовать?
- Нет! В 1971 году я снимался у Михаила Ульянова. Он ставил фильм "Самый последний день". Ульянов тогда признался мне: "Это моя первая и последняя картина, в которой я работаю как режиссер. Потому что не хочу пополнять собой когорту бездарных режиссеров". Эти слова я запомнил на всю жизнь.
- Почему вообще редко удается даже талантливым людям совмещать и актерскую, и режиссерскую работу? Ведь даже Сергей Бондарчук оказался не на высоте, когда сыграл Годунова в своем фильме.
- А я ему предлагал: "Возьмите меня на Годунова - получите все призы!" Я тогда пробовался у него на Шуйского. Мне наклеили бороду, боярский костюм подобрали с огромным стоячим воротником. Захожу в кабинет Бондарчука на "Мосфильме". Сергей Федорович стоит возле окна. Я отвешиваю ему глубокий русский поклон. Он смотрит внимательно и вдруг говорит: "Нет! Ну что это! Два царя в одном кадре? Нет!" Потом подходит ко мне - а он был среднего роста - и спрашивает: "Ты чего такой высокий? Шуйский был ниже!" Я начинаю съеживаться. Бондарчук смотрит: "Ну уже лучше! А что это за борода? У Мейерхольда начитался?" И начинает выщипывать мне бороду. Словом, так меня на роль и не утвердил.
Знаете, я много раз видел подтверждение одному печальному закону. Если человек всю жизнь мечтает сыграть какую-то роль и наконец получает такую возможность, то провал обеспечен! Что такое искусство? Движение от сознания к подсознанию. Именно в подсознании рождаются удивительные вещи, которые делают игру гениальной. А так как я годами о роли мечтал, я ее всю выносил, все по полочкам разложил - как и что я скажу, как посмотрю, то уже не даю волю подсознанию. И эта рациональность убивает образ.
- Вы много говорили о любви к Родине. А можете ли вы объяснить, почему сегодня так много народа уезжает с Украины в Германию, Испанию, Америку? Ведь сегодня деньги можно заработать и дома. Что их гонит за границу?
- Масса вариантов! Может быть, это материальные люди. Им нравится, что на улице их никто не толкает, а если толкает, то извиняется, а не посылает матом. А кому-то просто стыдно возвращаться, потому что там они ничего не достигли. И они будут там прозябать, но не вернутся.
Честно говоря, и я бы уехал, когда лет десять назад границы открылись и все рванули.
- Так что же не поехали?
- Мне что-либо менять всегда так тяжело. Я с одной и той же женой живу уже 38 лет. Уцепился за одну - и живу. И считаю, что мне повезло!
- Вас тяжело выносить в быту?
- Конечно, я тяжелый человек - по характеру. Но жена говорит: "Да, с тобой тяжело жить. Но как только я посмотрю спектакль, где ты выходишь на сцену, то опять влюбляюсь и все прощаю!" Вот она, сила искусства!