"Помните, сколько людей умирает от алкогольных суррогатов?" - спросил Владимир Путин членов правительства...
ВОПРОС чиновникам был задан не из простого любопытства: прямо или косвенно и они виноваты в том, что Россия вымирает от спирта.
"Наивный" президент - не тот вопрос он задал министрам. Вот если бы он спросил, какой навар получают известные им структуры от специально созданной системы наживы на суррогатах, то цифры в памяти чиновников обязательно бы всплыли. Ведь это понятные, родные цифры навара. И названия компаний и заводов всплыли в памяти. Но президент, слава богу, об этом не спросил... А число жертв от отравлений? Ну, так это расходный материал - русские мужики и бабы. Да к тому же пьющие. Чего их считать?
За год от алкоголя в России умирает больше двухсот тысяч человек.
ИЗВЕСТНО, что в технический спирт, чтобы исключить его прием в пищу, специально добавляют денатураты - опасные для жизни человека вещества. Спирт с денатуратами не облагается налогами в отличие от пищевого. "На этом и построена мафиозная схема, - рассказывает Павел Шапкин, глава Национальной алкогольной ассоциации. - В 1998 г. Сергей Кириенко подписал специальное постановление, где был перечень добавок к спирту, которые, собственно, и делают его техническим. Среди них оказались и такие вещества, как, например, диэтилфталат. Он не меняет ни цвета, ни вкуса, ни запаха спиртовой смеси. В ряде стран это вещество используется в парфюмерной и косметической продукции. Так вот: достаточно добавить всего восемь сотых процента этого "парфюма" - и любая спиртосодержащая продукция выводится из-под акциза. Просто и со вкусом. То есть как раз без постороннего вкуса - вроде чистый спирт, и утром никаких неприятных ощущений. На самом деле эта добавка - яд, который накапливается в печени. Результаты его употребления дают о себе знать не сразу, года через три. И Минэкономразвития, когда готовило документ, не могло не знать об этом. А сегодня это вещество добавляют и в пищевой, и в гидролизный (из опилок) спирты, и тогда они становятся дешевым сырьем для нелегальной водки и для производства всевозможных суррогатов, о которых и говорил президент".
Ассоциация однажды провела выставку "жидкостей двойного значения" в Госдуме - чтобы депутаты посмотрели, что пьет их электорат. Не помогло. По предложению представителя правительства в ГД Андрея Логинова в очередной раз парламент отложил обсуждение нового закона о госрегулировании оборота спирта. Хотя этот проект как раз запрещал ядовитые добавки. А что, если добавлять в спирт бензин или горькое вещество битрекс? Может, тогда хотя бы четверть российских "гурманов-камикадзе" поживут подольше?
Россияне выпивают 85% технического спирта в стране
БЕСКОНТРОЛЬНЫЙ алкогольный рынок тем временем только укрепляет свои позиции. Есть ряд заводов, у которых государство давно отняло лицензии. Они перерегистрировались и продолжают работать. И никакие проверки не помогут! На таком заводе полгорода работает, а остальная половина либо помогает, либо не мешает. Закрытая зона, как у наркоторговцев. И доход сравним с наркобизнесом - теневики, по оценкам экспертов, имеют до 20 млрд. руб. в год. По самым скромным подсчетам, только 15% технического спирта идет на технические же цели. А остальные 85% россияне выпивают.
Лидируют по употреблению алкогольных суррогатов и по связанной с этим смертности Ярославская и Кировская области, Республика Алтай, Бурятия и Тува. А в Коми-Пермяцком автономном округе смертность от алкогольных отравлений превышает средний по России показатель в семь раз.
"Цена одного литра качественной водки давно зашкалила за 100 рублей. Большинство населения в глубинке не может позволить себе употреблять такой напиток, - говорит Петр Каныгин, председатель подкомитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере производства и оборота алкогольной продукции. - А спрос огромный, и удовлетворяют его дешевыми подделками. Их производителям созданы все экономические условия. Кем? Думой. Еще в 1997 году она ввела дешевый акциз на спирты и завышенный - на водку. Девятый год работают законы, выгодные теневым игрокам, но невыгодные отрасли. Поэтому легальные спиртовые заводы стали предлагать потребителю такую же продукцию двойного назначения".
Власть и алкогольная зависимость
СНИЗИТЬ смертность, вернуть деньги в казну мог бы новый закон. Но на днях Дума по предложению Грызлова в 8-й раз отложила обсуждение проекта. Спикеру не понравились разногласия между Минсельхозом и Минэкономразвития. Эта разница во взглядах обусловлена борьбой двух гигантов. Первый - всепроникающая коррупция, на которой держатся теневики. Второй - алкогольное лобби, поддерживающее закон и состоящее из депутатов и сенаторов, связанных с алкогольным бизнесом: некоторые из них имеют свои легальные заводы, оформленные на подставных лиц. Российские губернаторы, чьи регионы производят водку, тоже так или иначе являются лоббистами этой отрасли. Тем более если в регионе действует не один ликероводочный завод. Как, например, в Москве и области, С.-Петербурге и области, в Татарстане, Башкирии, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии.
А Россия мрет от пьянства. Сейчас у наших мужчин продолжительность жизни составляет 58,5 года, а в странах Евросоюза - 77 лет. Есть и другая арифметика: если снизить потребление "паленой" водки народом на 5-10%, можно спасти в год 100-200 тысяч человек. Вся беда в том, что спасать-то никто не хочет.