Примерное время чтения: 7 минут
160

Русская мадонна

Наталья ГУНДАРЕВА была звездой в полном смысле слова! Про нее говорили, что она могла играть все, даже Гамлета. Что она и кухарка, и мадонна, и королева, и служанка. Леди Макбет и гражданка Никанорова.

ЕЕ ГЕРОИНИ вошли в жизнь как живые. Что-то очень существенное было в них от актрисы. Наверное, им передались ее жадность к жизни и вера в силу любви.

"Вся группа - от шофера до режиссера - была в нее влюблена"

ГОВОРИТ Андрей Смирнов, кинорежиссер. Ролью в его картине "Осень" Гундарева дебютировала в кино: "Наташа пришла ко мне студенткой Щукинского училища. Прежде чем я ее увидел сам, ассистентка показала мне фотопробы. Я рассмеялся. Потому что это лицо излучало такую необыкновенную улыбку. Это была такая русская физиономия! Потом она пришла. Мы репетировали ровно пять минут. Мне было совершенно очевидно, что эта девушка далеко пойдет. У нее было дарование большой актрисы и фантастическое обаяние. Она поражала абсолютной естественностью и полным отсутствием... как бы поделикатнее об этом сказать? Например, у нее были довольно полные ножки. Однако на них лихо сидела мини-юбка. А по ее манере общаться, особенно с мужчинами, было ясно, что она не только не чувствует за собой никаких недостатков, но и предполагает, что любой человек, который не видит, как она хороша, просто идиот.

Так оно и было. Не успели мы начать снимать "Осень", как вся группа - от шофера до режиссера - была в нее влюблена. Стоило Гундаревой появиться на площадке, как весь окружающий мир - и мужской, и женский - расцветал улыбками. Оператору Александру Княжинскому, когда Гундарева была в кадре, надо было напоминать, что день длится не вечно. Потому что он с сияющими глазами смотрел на Наташу и говорил ей: "Шаг вправо, Наташенька!" с такой интонацией, как говорят: "Моя душа принадлежит вам".

Я лишь однажды видел Наташину маму. Близко я их семью не знал. Но по Наташе было видно, что с детства она узнала, почем фунт лиха. У нее был на жизнь, мужчин, любовь взгляд зрелой, пожившей русской бабы. И вот это бабье, земное, нутряное начало в сочетании с тем романтическим светом, который излучали ее синие глаза, розовые щечки, абсолютно правильной формы губы, поражало больше всего. В Гундаревой была видна эта редкая способность воплощать в себе народное начало, русскую бабу. Ее актерский диапазон был беспределен. Она могла сыграть все - от последней суки до романтической покорительницы мужских сердец.

Как известно, съемочная группа - это набор очень разных и порой странных характеров. Это каждодневная борьба самолюбий и амбиций, любовей и ненавистей. У Гундаревой был безошибочный бабий нюх. И, когда надо было уступить, она уступала. Но она могла быть и агрессивной, что случалось крайне редко. Когда надо было защитить себя, она делала это с редким чувством собственного достоинства.

Впоследствии я видел ее изредка - на театре и, конечно же, на экране телевизора. И мне казалось, что вот этот свет, о котором я говорил вначале, что его источник абсолютно неисчерпаем. И вот этот свет погас".

В ОБЩЕНИИ она умела и держать дистанцию, и находить общий язык с людьми из разных слоев общества. Рассказывают, как однажды актерская делегация летела с Камчатки. Неожиданно их всех позвали в ВИП-зал местного аэропорта. Там их ожидали ломящийся от деликатесов стол и генерал, восседавший во главе всей этой роскоши. "Вас пограничные войска поприветствовать решили - в моем лице. Садитесь, угощайтесь!" Актеры расселись, а генерал подсел к Гундаревой, которую в той поездке сопровождал ее тогдашний муж Александр Фатюшин. "Можно, я вас потрогаю? Потому что я никогда в жизни не сидел так близко с живой актрисой". И начал ее бережно так поглаживать - по плечику, по руке. Гундарева расхохоталась: "Что ж ты, генерал! Не знаешь, как женщину трогать?" И в этом не было грубости...

"Я хочу сыграть Любовь"

КИНОЗРИТЕЛИ называли Гундареву лучшей актрисой года и в 70-е, и в 80-е, и в 90-е! Точнее всех эту всеобщую любовь выразил ее режиссер, поклонник и старший друг Андрей Александрович Гончаров, десятки лет прослуживший главным режиссером Театра им. Маяковского. Он называл ее "современной русской мадонной".

Вспоминает кинодраматург Аркадий Инин: "О Наташе невозможно, не хочется говорить какие-то общие банальные слова. Мы сделали с ней несколько картин. Самые известные, наверное, - "Одиноким предоставляется общежитие" и "Однажды двадцать лет спустя". В одной она сыграла Веру, в другой - Надежду. Наташа часто говорила мне: "Вот, Вера есть, Надежда есть. Еще хочу сыграть Любовь". И вот эта триада - Вера, Надежда, Любовь - говорит о Наташе лучше и полнее всего. Год назад я прислал ей в больницу свою книгу с надписью: "Верю и надеюсь, что ты сыграешь Любовь". Я не видел ее больной. Мне передавали близкие, что она ни в коем случае не хотела, чтобы ее видели, навещали.

Это очень горько, что ее нет. Прежде всего вспоминаешь серьезность ее отношения к жизни. Она не была "актрисулькой" со всеми этими актерскими штучками, прибамбасами. Веселая, общительная, энергичная, в работе она становилась очень сдержанной: никаких этих вечных актерских баек, болтовни, перекуров. Хотя курила много. Она была очень волевым человеком. Сильным. Последние годы с мужем Михаилом Филипповым ей было, мне кажется, очень хорошо. Надежно. Они составляли замечательную пару. Их отношения были - мы это видели даже со стороны - очень теплыми. Думаю, что она, конечно же, очень переживала, что так и не стала матерью. И это проскальзывало в общении с нею. Не то чтобы Наташа сидела за столом и плакалась. Нет! Но проскальзывало. Она действительно великая актриса - сыграла мать десятерых детей, не испытав в жизни чувства материнства. Гундарева создала энциклопедический образ Мамы во всех ипостасях. И в каждой была абсолютно достоверна".

Досье

Наталья Гундарева окончила Театральное училище им. Щукина в 1971 году, была принята в труппу одного из лучших театров - Театра им. Вл. Маяковского.

Главные роли в кино с 70-х, шли одна за другой: "Подранки", "Вас ожидает гражданка Никанорова", "Осенний марафон", "Отпуск в сентябре", "Сладкая женщина", "Однажды двадцать лет спустя", "Одиноким предоставляется общежитие", "Небеса обетованные", "Виват, гардемарины!" и "Гардемарины-III", "Петербургские тайны". В 36 лет Гундарева - лауреат Госпремии СССР, в 38 - народная артистка. В 90-х на Наталью Георгиевну обрушился звездопад: "Ника", "Хрустальная Турандот", "Кумир", "Алмазный венец" и, наконец, в 2001 году - Международная премия им. Станиславского. В том же году на нее обрушилась и тяжкая болезнь... К этой талантливейшей, яркой, мощной актрисе, потрясающе красивой женщине все приходило вовремя. Лишь недуг застал ее немыслимо рано. Гундарева болела четыре года и ушла, не дожив и до 57.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно