Актриса Ирина АПЕКСИМОВА запомнилась зрителю по телевизионным сериалам "Мелочи жизни" и "День рождения Буржуя". Но помимо этого сыграны десятки ролей в одном из лучших театров страны - МХАТе, вышли два десятка художественных фильмов с ее участием, среди которых "Лимита", "Му-Му", "Башня", "Поезд в Калифорнию" и др. Успела Ирина сняться и у зарубежных режиссеров Годара, Функе, Нойса.
Заговоренная пьеса
- Что сейчас самое главное в вашей жизни?
- Работа и дочь.
- Я знаю, что на днях состоялась премьера спектакля, в котором вы выступили не только как актриса, но и как продюсер.
- Да. Я ушла из МХАТа, в котором проработала много лет. Девять месяцев сидела без работы, это было ужасное время. У меня началась настоящая депрессия. И я поняла: надо что-то делать, не сидеть и не ждать чуда. Стала искать пьесу, в которой бы мне самой хотелось сыграть. Пьеса нашлась: "Наш Декамерон" Эдварда Радзинского. Мне давно хотелось поработать с таким режиссером, как Виктюк. Ну а потом начала искать деньги. И нашла.
- Так все просто?..
- Да нет, конечно. Но работа - стопроцентное средство от депрессии, особенно когда ее много.
- Зачастую актеры очень суеверны. Считается, что есть заговоренные произведения, прикасаться к которым надо осторожно, иначе в вашей судьбе начнутся самые разнообразные изменения. Такую репутацию имеет и "Декамерон".
- В общем, действительно, в моей жизни начались перемены. По сути, даже началась новая жизнь. Новая работа, новая квартира, развод... Может, и не заговоренная эта пьеса, но что-то подобное в ней есть, некое колесо судьбы.
- Расскажите о спектакле. Какой он? О чем?
- Внешне это мелодраматическая история, судьба девушки из провинции, приехавшей покорять Москву. В пьесе есть все: от трагедии до фарса. Пьеса тяжела для актера. Виктюк запихивает туда столько всяких домыслов, намеков, метафор... Как он сам говорит, спектакль похож на многослойный пирог: каждый из пришедших в зал "съест" тот слой, который захочет. Для одних пьеса - скромная исповедь, для других - сентиментальная история о "сволочах мужиках", третья - повод к размышлениям о странностях любви. Спектакль совсем не похож на тот, что ставил Виктюк 10 лет назад.
- У вас главная роль?
- Да, и это потрясающая роль. Радзинский - лучший, наверное, из существующих ныне драматургов, и он лучше всего пишет для женщин: "бабских" ролей нет. Роль стоит того, чтобы за нее драться. Я абсолютно аполитичный человек, мне интересно играть про любовь, а там столько мужиков, любви, трагедий.
В роли мамы
- Ваша судьба начиналась, как у героини пьесы: девочка из провинции приехала в Москву...
- Да, я выросла в Одессе и решила поступать в театральный вуз. Поступила лишь с третьего раза. До этого глупо срезалась то на собеседовании, то на датах из истории КПСС... Училась в Школе-студии МХАТ у Олега Павловича Табакова, потом из школы пришла в знаменитый МХАТ. Проработала там 12 лет. Ролями не была обделена. Играла 15 спектаклей в месяц.
- А почему ушли?
- Произошел конфликт с дирекцией. Как председатель профкома театра я была категорически не согласна с новым уставом.
- Так причина была вне актерского творчества?
- Абсолютно.
- Сейчас время для воспитания дочери остается?
- О, это больное место. Мамой я работаю плохо. Успеваю только отвести утром дочь в школу и чуть-чуть пообщаться с ней перед сном. Все остальное время Дашей занимается няня. Чувство вины заглушаю мыслью о том, что дочь ни в чем не нуждается, часто делаю ей подарки. Хотя все это неправильно...
- А где вы няню нашли?
- Через агентство.
- А бабушка - ваша мама - не помогает?
- Она живет в Нью-Йорке. Вот кончится учебный год, повезу Дашу к ней в Америку.
- А как ваша мама там оказалась?
- Когда мы с Валерием снимались на Западе, мама очень волновалась, что мы там останемся, и подала документы на выезд. Она уехала, а мы вернулись... Но она живет там не одна, а с моим старшим братом, которому 50 лет.
- А свой возраст вы скрываете?
- Нет, мне 35.
Рецепт ее молодости
- Вы придерживаетесь каких-нибудь диет, ходите ли в спортзал для поддержания фигуры?
- Нет, ем все. И мясо обожаю.
- Как же удается оставаться такой тоненькой?
- Рецепт прост: жрать надо меньше.
- Похоже, вы и косметикой пользуетесь по этому же принципу. Ну а масочки, кремы какие-то используете?
- Маски делать некогда, а вот кремы покупаю импортные, жутко дорогие. Может, зря, но верю: раз дорого, то они не могут быть плохими.
- А духи какие любите? На экране у вас образ женщины-вамп - холодной, умной красавицы.
- Духи люблю теплые. "Ваниль" называются, французские. Их можно купить только за рубежом.
Расставание с Буржуем
- Ваш брак с Валерием Николаевым со стороны выглядел идеалом. Всегда вместе, даже в сериалах вы играли влюбленную пару...
- Мы прожили вместе 12 лет, поэтому развод был психологически тяжелым. Но разрыв произошел не вдруг. Валерий уехал работать в Голливуд. Расстояние и время сыграли свою роль. Постепенно у каждого сложилась своя личная жизнь. Но мы всегда были с Валерой друзьями, надеюсь, друзьями и останемся.
- А с ребенком он общается?
- Конечно.
- Даша тяжело переживала развод родителей?
- Тяжело.
- Ваши родители ведь тоже развелись?
- Да, мне тогда было тоже семь лет. Но развод их, пожалуй, стал спасением для обоих. А меня закалил, выработался бойцовский характер. Хотя маму развод обрек на одиночество. Она не вышла больше замуж. А у отца семья. Мы общаемся.
- Вы сейчас одна?
- Нет, у меня есть любимый мужчина.
- Умный, красивый, богатый?
- Да.
- Врете?
- Нет. Но кто он, все равно не скажу!
- Вы хорошая хозяйка?
- Нет. Когда я выходила замуж за Валерия, мы договорились, что я не буду готовить, стирать, рожать детей. И никогда не брошу курить. Мы не создавали "ячейку общества" во всеобщем понимании. Мы стали жить вместе потому, что были интересны друг другу. И разошлись, когда эти отношения плавно закончились.
- Ну а для любимого мужчины вы хоть что-то готовите?
- Жареную картошку.