На прошолой неделе заместитель Генпрокурора Владимир Колесников заявил в телеэфире, что в его ведомстве имеется "материал" сразу на нескольких крупных бизнесменов. Означает ли это, что участь Ходорковского может постигнуть и других олигархов? Об этом размышляет президент Фонда национальной стратегии Станислав БЕЛКОВСКИЙ:
- НЕТ ничего удивительного в том, что из двух вариантов ответов на вопрос "Продолжатся гонения на олигархов или нет?" г-н Колесников выбрал первый. Его задача - убедить всех, что дело "ЮКОСа" не было избирательным, а заодно потрафить большинству российского народа, который богачей ненавидит.
Сами олигархи к такого рода страшилкам относятся с иронией. Прекрасно понимают, что в данный момент со стороны власти никаких реальных угроз для них нет. По инициативе Кремля никто в тюрьму уже не сядет.
Власть опасается, что крупный бизнес поддержит некие революционные течения в стране. Потому фактически им предложен новый пакт соглашений: сокращение срока исковой давности по приватизационным сделкам, отмена налога на наследство и некоторые другие ультралиберальные меры в обмен на консолидацию крупного капитала вокруг действующей власти.
Перспективы этого пакта выглядят сомнительными: сегодня крупнейшие бизнесмены уже клинически не доверяют ни чиновникам, ни друг другу. Поэтому отношения власти и бизнеса так и останутся партнерством двоих шулеров. Они будут дружить, чтоб каждый больше заработал, но при этом ни на ломаный грош не станут доверять друг другу. Будут держать ситуацию в таком состоянии, чтобы у бизнеса была возможность вовремя смыться из страны, вывезти капиталы или выйти из условного договора о ненападении за 5 минут до того, как из него выйдет другая сторона.
Изменить эту византийскую конструкцию взаимоотношений могло бы появление политической силы, альтернативной Кремлю, которая оказалась бы для бизнеса более приемлемой. Но ее пока не видно. Та оппозиция, которая есть сегодня, например партия "Родина", предпринимателям социально чужда. А выдвинуть лидера из своей среды они не могут. У олигархов нет политической инициативы, политического инстинкта. Тем более что на протяжении последних 10 лет они "кидали" друг друга как хотели. Такая среда не может породить людей, которым они доверяли бы.
Кровавая и бескомпромиссная "горизонтальная" борьба между олигархами за собственность и контроль над некоторыми ключевыми отраслями экономики в ближайшие годы продолжится. Например, между Михаилом Фридманом ("Альфа-групп") и главой Мининформсвязи Леонидом Рейманом - за телекоммуникации. Между Олегом Дерипаской ("Базовый элемент") и Владимиром Потаниным ("Интеррос") - за энергетическое машиностроение. Между тем же Дерипаской и Владимиром Коганом (Промстройбанк Санкт-Петербурга) - за лесную отрасль. Поскольку все эти конфликты проходят с массированным применением прикормленных правоохранителей с обеих сторон, отдельные нетипичные аресты крупных бизнес-фигур возможны. Но такие эксцессы будут уже проявлением дикой и кровавой конкурентной борьбы в нашем бизнесе, а не прямого кремлевского вмешательства. Во всех подобных конфликтах лично Путин будет сохранять нейтралитет.