Евгений Примаков о предстоящих выборах, итогах приватизации и экспорте демократии
ЕВГЕНИЙ ПРИМАКОВ - один из тех, кто своими руками делал историю современной России. Почти три года он возглавлял МИД. После дефолта 1998 года стал премьер-министром, а сегодня руководит Торгово-промышленной палатой РФ.
"Пальцы веером"
- ЕВГЕНИЙ МАКСИМОВИЧ, начался новый политический сезон. Стоит ли ждать каких-либо сюрпризов?
- Думаю, что выборы в Госдуму пройдут спокойнее, чем предыдущие. Но расстановка сил не вполне предсказуема. Когда создавалась партия "Единая Россия", мне представлялось, что она будет поддержана всем административным ресурсом Кремля. Но оказалось, что поддержка досталась и ряду других партий. Картина оказалась смазанной.
- Выходит, что кремлевские политтехнологи сами себя переиграли?
- Если хотели мощной победы "единороссов", то, похоже, действительно "переиграли". Но не исключено, что была избрана тактика прохождения в Думу "растопыренными пальцами", чтобы потом сжаться в единый кулак.
- Но кроме кремлевского ресурса в избирательной кампании действует еще и олигархический.
- Олигархи борются за сохранение своего влияния. Поэтому оказывают поддержку партиям как справа, так и слева. Это совершенно новая ситуация.
- А коммунисты сохранят влияние?
- Они, конечно, останутся влиятельной силой. Правда, несколько ослабленной.
Капиталы опять утекают
- ПУТИН поставил задачу удвоения ВВП за десятилетие. Это выполнимо?
- Считаю, что выполнимо. Хотя понимаете... Удвоить ВВП можно и увеличив экспорт нефти. Но "сырьевой" путь - это дорога в тупик. Мы и без того слишком щедро черпаем из природных ресурсов. В то же время нефть нужна нам и для развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта. В СССР вывозили 22% добытой нефти. Сейчас - более 70%. Должны быть названы другие механизмы роста. Пока этого не сделано.
- На ваш взгляд, за счет чего можно обеспечить рост?
- Поддержать отечественного производителя. Вообще развивать реальный сектор экономики. Но это не получится стихийно. Промышленную политику нужно организовать.
- А наш бизнес готов к этому?
- Готов. Но нет средств. Их можно мобилизовать только при активном содействии государства. Сегодня его роль недооценена. Чтобы дать импульс росту, нужно активно помочь среднему и малому бизнесу.
- А кто мешает? Правительство, олигархи, президент?
- Путин как раз требует революционных сдвигов в этой сфере. Но их и в помине нет.
- Кто виноват?
- Хотите сделать из меня прокурора?
- Поставим вопрос по-другому: все ли делает правительство, чтобы помочь мелкому и среднему бизнесу?
- Предложения Торгово-промышленной палаты в этой сфере пока не претворены в жизнь.
- Олигархи мешают?
- Напрямую не мешают. Но они постоянно навязывают правительству свои приоритеты.
- Раз уж заговорили об олигархах... Резко возобновился отток капиталов за границу. За квартал ушло 7,7 млрд. долларов. Почти столько же, сколько за весь прошлый год. Это что? Ожидание кризиса?
- Действительно, некоторые из олигархов начали продавать свой бизнес, крупные пакеты акций и выводить средства за границу. Другого источника вывоза столь крупных сумм просто нет.
- А нет ли опасности, что при продаже крупных пакетов акций иностранцам, как, например, пытается сделать "ЮКОС", контроль над частью нефтяного бизнеса окажется в руках иностранцев?
- Я такой опасности не вижу. Негатив в другом - в том, что деньги от продажи активов уводятся из России, а не вкладываются в национальную экономику.
Чубайс сигналит
- ПРОДОЛЖАЕТСЯ полемика по поводу пересмотра итогов приватизации... Из Кремля идут противоречивые сигналы. Президент громко говорит "нет", а потом тихо добавляет "но". Имея в виду криминальные эпизоды захвата собственности.
- Это нормальная позиция. Никаких тотальных пересмотров не нужно. Это коснулось бы миллионов граждан. В том числе тех, кто приватизировал квартиры, гаражи, мелкие предприятия. Да, часть крупной собственности была получена с использованием "черных дыр" в тогдашнем законодательстве. Это, конечно, плохо, часто - отвратительно. Но формально было сделано по закону. А если приватизация проходила через преступление, в обход законов, эти конкретные случаи нужно рассматривать.
- Судя по почте "АиФ", народ ропщет не столько по поводу приватизации вообще, сколько по поводу захвата природных ресурсов. Говорят: если нельзя вернуть недра, то пусть нефтяные олигархи хотя бы поделятся...
- Они уже делятся. Часть природной ренты изымается в виде налогов. При росте цен на нефть увеличиваются и ставки налога на экспорт. Тем не менее есть серьезные диспропорции в доходах. В обрабатывающей промышленности норма прибыли - 14%. А в нефтяной отрасли - 27%. В два раза больше.
- И что делать?
- Не нужно ничего отнимать. Нефтяной бизнес сегодня хорошо управляется. Но назрела необходимость сесть за стол, посчитать и договориться. Нужно "пакетное соглашение": государство окончательно закрывает главу под названием "пересмотр приватизации", а олигархи делятся с обществом.
- А они уже готовы?
- Олигархи своими мыслями со мной не делились. Но вот посмотрите... А. Чубайс только что заявил, что с 2006 года тарифы на электроэнергию повышаться не будут и даже несколько снизятся. Значит, у бизнеса есть готовность к добровольному снижению прибыли в интересах потребителей. Это характерный сигнал!
- Есть мнение, что на олигархов Путина натравливают "силовики". Вы ведь сам бывший "силовик" (Е. Примаков возглавлял Службу внешней разведки. - Ред.) и знаете, как это делается.
- Именно потому, что знаю, могу сказать, что Путин не тот человек, который может поддаться жесткому давлению. Да и люди из спецслужб сегодня едва ли готовы рисковать.
- Но можно действовать методами "мягкого" внушения. Предоставляя подборки документов, аналитические справки...
- Не забывайте, что у президента несколько источников информации.
Троцкисты в Белом доме
- ЕВГЕНИЙ МАКСИМОВИЧ, не могу не спросить вас как специалиста по Ближнему Востоку про Ирак. Что там происходит? Вам Саддам Хусейн не звонил?
- Это вы всей редакцией придумывали вопрос? Но если шутки в сторону, то мне вспоминается последний разговор с Генри Киссинджером. Он говорил мне, что за нынешним курсом США - ряд бывших троцкистов. Троцкий ведь говорил об экспорте революции как о перманентном процессе. Теперь перманентно пытаются экспортировать свою модель демократии. И что получается? Взять хотя бы послевоенный Ирак. Саддам Хусейн притеснял шиитов, хотя они в Ираке в большинстве. Сегодня же шиитов зовут во власть. Есть угроза конфессионального размежевания.
Более того: маячит перспектива создания шиитской автономии в рамках федеративного Ирака. А ведь рядом шиитский Иран. Учитывая многие факторы, не будет ли это путем к приходу к власти радикального исламского экстремизма? Курдистан? Курды фактически уже имеют в Ираке автономию. И на это с тревогой поглядывает Турция, категорически возражающая против курдской автономии. В случае присоединения к Курдской автономии богатейших нефтяных месторождений Киркука и Мосула Анкара угрожает ввести войска. То есть ситуация серьезно дестабилизирована во всем регионе. Это ли путь к демократии? Конечно, до "вьетнамизации" Ирака дело не дойдет. Там ведь нет джунглей. Но американцы серьезно завязли.