Знаменитому "Байконуру" - 50 лет. Ровно полвека назад, 2 июня 1955 года, Генштаб утвердил организационно-штатную структуру полигона. Именно этот день считается днем образования космодрома "Байконур".
КОСМОДРОМ строили ускоренными темпами, а объемы работ были колоссальными. Так, для создания канала, отводящего пламя во время старта ракеты Р-7, пришлось вынуть из земли 1 млн. кубометров грунта! Пик запусков на "Байконуре" пришелся на середину 60-х - начало 70-х годов. Тогда проводилось более 100 пусков ракет ежегодно. Всего же со стартовых площадок космодрома на сегодняшний день осуществлено около 2450 пусков ракет, на различные орбиты выведено свыше 1380 аппаратов военного, научного и социально-экономического назначения, а также по программам коммерческих запусков. О том, насколько актуален "Байконур" для России в настоящее время, рассказывает командующий Космическими войсками РФ Владимир ПОПОВКИН.
- "БАЙКОНУР" строили в годы "холодной войны" в военных целях - срочно был необходим полигон, откуда могли бы стартовать межконтинентальные баллистические ракеты. Уже потом возникли задачи, связанные с освоением космоса. А каковы приоритеты сейчас?
- Давайте посмотрим статистику прошлого года. Наши боевые расчеты провели 3 пуска ракет космического назначения и 3 пуска межконтинентальных баллистических ракет, на орбиты вывели 13 космических аппаратов. Вместе с расчетами Роскосмоса провели еще 13 пусков с выводом на орбиты.
Зачем мы проводим пуски баллистических ракет? Чтобы подтверждать их боеготовность. На "Байконуре" есть шахтные пусковые установки, которые еще находятся на боевом дежурстве.
- А насколько они отвечают требованиям времени? Ведь для них необходимы суперсовременные системы навигации?
- Совершенно верно. Высокоточное оружие востребовано только в совокупности с навигационным обеспечением. Кому нужна ракета, попадающая в форточку, если мы не знаем, где эта форточка находится? Поэтому в прошлом году мы начали испытание нового комплекса космической разведки. Продолжаем испытания одной из систем связи, а в этом году начнем испытания новой. Восстанавливаем группировку глобальной навигационной системы ГЛОНАСС - сегодня в ней полтора десятка спутников. И все-таки состав военной орбитальной группировки отвечает минимальному порогу задач, которые стоят перед Космическими войсками. Оптимального уровня мы пока не достигли.
- А есть ли среди аппаратов группировки такие, которые работают по программе предотвращения астероидной опасности?
- Существуют различные проекты, связанные с астероидной опасностью (например, вывести для этого ядерное оружие в космос), но зачем реализовывать то, что вряд ли пригодится? Вероятность столкновения Земли с каким-либо астероидом давно просчитана, и она ничтожно мала. Это практически нереально. Зачем зря тратить деньги?
- По поводу траты денег. Россия платит за аренду "Байконура" 115 млн. долларов в год. Договор с Казахстаном подписан до 2050 года. Значит, нам придется выложить из кармана 5 млрд. 175 млн. долларов. Не дешевле ли построить новый космодром? Сибирь большая, место найти можно.
- Это вопрос не ко мне, а к Минэкономразвития и Роскосмосу. По моей информации, таких планов нет. Идет большая дискуссия, у нашего ведомства есть свои предложения, но вопрос не решен. В федеральной целевой программе такая строка не прописана.
На территории России тоже есть космодромы, но альтернативы "Байконуру" пока нет. Запуски с "Байконура" более дешевы: чем ближе к экватору, тем меньше требуется топлива для вывода на орбиту килограмма полезной нагрузки. Все, что летает в ближнем космосе, мы запускаем с космодрома "Плесецк". А более громоздкие аппараты связи, предупреждения о ракетном нападении и разведки требуют для вывода на орбиту большей энергии. Носитель типа "Союз" с "Плесецка" их просто не вытащит.
Так что сейчас "Байконур" нам жизненно необходим.
Смотрите также: