Заразиться шизофренией можно точно так же, как и любой другой инфекцией. Достаточно элементарного бытового контакта. Так считает Этелий Казанец, психиатр, доктор медицинских наук.
ВПЕРВЫЕ об инфекционном происхождении шизофрении психиатр Казанец задумался в начале 70-х, когда работал в НИИ психиатрии Минздрава. Как-то он услышал историю об одной девушке. Та жила в коммунальной квартире и якобы заразилась шизофренией от своей подруги. Сначала ученый отнесся к этому с недоверием, но, проанализировав статистику более чем по 40 домам в районе станции метро "Измайловская", получил неожиданные результаты: в тех квартирах, преимущественно коммунальных, где проживали страдающие шизофренией, заболевают примерно 10% людей, вольно или невольно общающихся с ними... Значит, заболеваемость зависит от близости к шизофренику и продолжительности контактов с ним. Напрашивался вывод: шизофрения - заболевание заразное.
Коллеги, прошедшие школу советской медицины, советовали: не высовывайся, промолчи. Но Казанец не удержался: выступил сначала на представительном столичном форуме, потом - в зарубежной печати. Реакция последовала незамедлительно: в 1979 году ему предложили уволиться из Института судебной психиатрии им. Сербского. Двери всех профильных НИИ оказались для него закрыты. 10 лет Казанец зарабатывал частной практикой, потом был вынужден уехать в США, но уже через полгода вернулся. В Москве у него осталось главное - "база данных", пациенты, наблюдаемые годами.
- Наиболее уязвимы к заражению шизофренией подростки в период полового созревания, - рассказывает Этелий Казанец. - Как правило, заражение происходит в школе, а проявляется позже, лет в 20 с небольшим. После 25 лет факты заражения уже редки. Контакт с больным должен быть постоянным и длительным - на протяжении нескольких лет, хотя не обязательно близким. Судя по всему, опасность таит и общение с носителями вируса - членами семьи, в которой живет больной. Заражение происходит воздушно-капельным или воздушным путем.
Чтобы не заразиться, больные должны быть максимально изолированы от окружающих. Но не надо устраивать гетто. Нужно подбирать для них работу, не сопряженную с постоянными контактами с другими людьми, обеспечивать изолированным жильем.
По моему убеждению, шизофрению можно извести стопроцентно. Во-первых, необходимо раннее выявление - по первому же приступу, первым внешним признакам. Для этого мной создана целая программа. Надо немедленно переводить пациента на современные нейролептики, на них можно благополучно держаться десятилетиями. А во-вторых, максимальная изоляция больного. Плюс профилактика заболевания у окружающих.
МЫ ПОПРОСИЛИ прокомментировать гипотезу Этелия Казанца известных специалистов в психиатрии.
Исаак ГУРОВИЧ, доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по научной работе Московского НИИ психиатрии:
- Вирусологическая природа шизофрении обсуждалась в 50-е годы прошлого века. Но идея не нашла никакого научного подтверждения.
Что касается скученности больных шизофренией в некоторых домах: когда-то главврачи психоневрологических диспансеров входили в комиссии по распределению жилплощади и добивались улучшения условий для своих больных. И порой появлялись дома, где оказывалось очень много наших пациентов.
Евгений ШАПОШНИКОВ, доктор медицинских наук, нейропсихолог:
- В мировой психиатрической практике до сих пор нет никаких доказательств вирусной природы шизофрении. Но возможны совпадения. Есть заболевания - например, подострый энцефалит, - которые по внешним проявлениям очень похожи на шизофрению. И если им заболеет человек, живший рядом с больным шизофренией, то со стороны может показаться, что он заразился психическим недугом.