Примерное время чтения: 4 минуты
249

Где наша Родина?

Социологи из исследовательской группы "РОМИР-мониторинг" выявили парадоксальную аномалию: оказывается, сегодня своей Родиной Россию хотят называть лишь 30% жителей страны. Большинство же (около 45%) считают, что их родина - там, где они родились, где учились. "Там, где могилы предков".

РАЗУМЕЕТСЯ, не следует преувеличивать значение этого открытия. Жители Пензы, Курска, Орла или Ростова-на-Дону никогда не отгородятся от России. Рязанцам или нижегородцам и в страшном сне не привидится создать отдельное от России государство.

ДА И В МОСКВЕ сегодня едва ли найдется ответственный политик, который взял бы на себя смелость и дальше разбрасываться суверенитетом: "берите столько, сколько проглотите..." У Москвы наконец появилась политическая воля твердо сказать: хватит нас "ичкерить" и "тузлить". Недавний отказ президента подписывать спорный договор о границах с Эстонией, его последнее заявление по Чечне ("это наша собственная страна...") - свидетельство твердой воли защищать географическое и политическое достоинство России. Хорошо бы, чтобы вслед за этим и у нашего МИДа появились (как пошутил знакомый юморист) "яйца Кондолизы Райс". После отделения бывших союзных республик Россия сжалась до естественных цивилизационных и геополитических пределов. И их нужно твердо отстаивать.

Нищие не имеют Отечества

ТЕМ не менее обнаруженная социологами "аномалия" требует осмысления. Почему, например, социологические опросы времен СССР демонстрировали "монолитную сплоченность нации"? Только ли из-за страха высказать свое мнение?

При всей фальши советской идеологии у "советского человека" было немало оснований для гордости, а следовательно, и желания чувствовать себя сыном страны. И дело вовсе не в том, что "нас все боялись". Несмотря на огромные лишения, трудности и отсутствие свободы, люди чувствовали, что они поднимаются вместе со страной - из нищеты, из безграмотности, из бараков. Не в хоромы, конечно. В хрущевские пятиэтажки. Но было понимание, что дети пойдут дальше родителей - получат образование, работу, жилье. А родители к старости не окажутся в нищете. И это общее понимание объединяло.

Сегодня из российской нищеты поднимаются единицы. Не вместе со страной, а вопреки. Имущественное расслоение разъедает единую нацию. Сегодня у русских богатых и у русских бедных нет единой Родины. Они ходят по разным улицам, в разные магазины, школы. У них разные цели и разные желания. Их объединяют разве только кладбища. Да и на тех уже появились "VIP-зоны".

Культурная помойка

КАК можно чувствовать себя членом единой российской семьи, если национальное телевидение ежедневно внушает миллионам своих граждан комплекс неполноценности? Если ты не разбогател (не украл, не убил, не обманул, не взял взятку), значит, ты ничего не стоишь. Твой удел - ржавый "Москвич", убогая пенсия...

Мы бессильно возмущаемся тем, как деградируют люди - мочатся в подъездах, бросают мусор на улице, сквернословят, пьют, избивают жен и детей, открыто развратничают. Мы спокойно смотрим, как наши эстрадные смехачи "валяют Ваньку", выставляя нас, русских, идиотами и придурками. Мы смирились с тем, что наши радиостанции непрерывно потчуют нас "блатнячком", приучая молодежь к понятиям зоны, подворотни, "малины". Наша одуревшая от шальных денег реклама тащит нас в игорный дом, к пивной палатке, в секс-шоп...

Как понимать, что государственные каналы телевидения с восторгом показывают нам, как Майк Тайсон, хулиган и насильник, гуляет по Красной площади в сопровождении оплаченных бл....й? И это только потому, что известной фирме заблагорассудилось нанять его под рекламу своей водочной марки. Почему торгашам позволяют превращать Россию в культурную помойку?

Прислушаться к Солженицыну

В 1840 ГОДУ В. Белинский писал: "Завидую внукам и правнукам нашим, которым суждено видеть Россию в 1940 году, стоящую во главе образованного мира, дающую законы и науке, и искусству и принимающую благоговейную дань уважения от всего просвещенного человечества..."

Слава богу, мы избавились от этого простодушного мессианства, в том числе и от коммунистического. Мы не хотим никого выстраивать, учить, пугать, а тем более экспортировать за границу наш русский мир. Мы стремимся в Европу, с которой нас объединяет общая культура, история, ценности. И вместе с тем мы хотим чувствовать, что у нас есть своя Родина.

"Мне 17 лет. И я теперь студентка Тюменского университета. И меня очень волнует будущее Родины и вместе с тем мое будущее", - написала в нашу газету девушка по имени Мария (фамилии не указала). Она просит помочь ей разобраться в том, что нужно, чтобы ее собственное счастье было неотделимо от счастья всей страны.

Простого рецепта, конечно, нет. Но вот что написал в "Аргументы и факты" наш давний читатель А. Логшин: "Никакие богатства недр, никакие экономические программы нам не помогут, пока наш народ находится в таком состоянии, как сейчас. Надо прислушаться к А. Солженицыну, который говорит, что на ближайшие 50 лет национальной идеей России должно быть сбережение народа".

Продолжение темы.

Оцените материал

Также вам может быть интересно