Примерное время чтения: 8 минут
102

ВОТ ЭТО КЛАССИКА! Таня любит Женю...

После страстей в испано-французской "Кармен" хорошо бы обратиться к чему-нибудь более родному. И послушать, к примеру, что-нибудь из Петра Ильича Чайковского. Допустим, "Евгения Онегина". (Из письма в редакцию).

ЛЮБОВЬ? ЛЮБОВЬ!

Любовь в этой опере странная. А поскольку музыка - сама материализовавшаяся страсть, то даже обычные эмоции укрупняются здесь раз в пять. В результате отношения в "пятиугольнике": Татьяна - Ольга - Онегин - Ленский - Гремин - кажутся еще более странными. Любовь одного не нужна другому - похоже на Чехова, правда? И чем не пара, скажем, Онегин с Ленским - "лед и пламень", высокий и низкий мужские голоса, тенор и баритон? Кажется даже, что это две половинки единого мужского существа: чисто мужское начало и женственное. Внешне все вроде бы просто, но если попробовать объяснить их поведение на ларинском балу с точки зрения фрейдизма? От скуки или с досады Евгений ангажирует Ольгу, пассию Владимира. Как итог - дуэль и убийство Ленского. Не стоит ли за этим какой-то подсознательный подтекст, что-то вроде "любви- ненависти"? Информация к размышлению.

Помните, как Пушкин иронизирует над Онегиным и особенно над Ленским, отпускает ядовитости в адрес "свирепой хозяйки" поместья и глупышки Ольги. Совсем не то Чайковский. Всех героев он нежно любит. Ленский получил от него в подарок самые томные, сентиментальные мелодии (арии "Я люблю вас" и "Куда, куда вы удалились") - их знает весь цивилизованный мир. Благодаря Ленскому появилось в русском оперном театре особое амплуа - "тенор-душка". Недаром так прославилась наша теноровая "святая троица": Собинов, Козловский (царство ему небесное) и Лемешев. Фильм 1940 года "Музыкальная история" с участием последнего был для своего времени наикрутейшим боевиком, а Лемешев - шофер Петя Говорков и поэт Ленский в одном лице - стал прямо- таки национальным героем. Фанатки "душек" - "козловитянки" и "лемешистки", а попросту наши с вами бабушки - не давали им проходу, как сегодня какому-нибудь "секс- символу" типа Джорджа Майкла.

ТАТЬЯНА + Е. О... И НЕМНОГО ОЛЬГИ

Что же наша Татьяна - "русская душою"? Строчила свое ночное признание по- французски, но уже более ста лет поет его по-русски. А композитор так влюбился в молодую Ларину, впоследствии Гремину, что "Евгений Онегин" получился собственно про нее. Титульный герой выглядит на этом фоне традиционным фрачным резонером с обязательной арией-"шлягером" и патетичным "Позор! Тоска! О, жалкий жребий мой!" в финале. Одним словом, баритон для услады слуха. Онегин в нашем представлении - это, конечно, Пантелеймон Норцов (тоже недавно ушедший в мир иной), Юрий Мазурок, Сергей Лейферкус. Новые кандидаты на пьедестал: солист "Метрополитен Опера" (сокращенно "Мет") Владимир Чернов и Дмитрий Хворостовский, только что спевший Онегина в "Ковент Гарден"... У Татьяны арий нет, хотя она и занята чуть ли не в каждой сцене, - есть зато сложнейшая, выматывающая пятнадцатиминутная сцена письма, пробный камень для всех центральных сопрано. Пели и поют партию Татьяны многие, а вот назвать идеальную - задачка не из легких (тем более что мы - молодые - можем судить о большинстве "звезд" лишь по записям, не всегда к тому же для них удачным). К примеру, трудно принять позднюю "аудио-Татьяну" Галины Вишневской, чрезмерно крупную по звуку, агрессивно-тяжеловесную или "нерусскую", крикливо-дерганую Татьяну итальянки Миреллы Френи в спектакле "Мет". Среди последних наших Татьян (а в этой компании такие дивы, как Любовь Казарновская, Галина Горчакова и Нина Раутио) к идеалу, пожалуй, ближе одна - тезка и почти ровесница героини, экспрессивная Татьяна Моногарова в спектакле Музыкального театра имени Станиславского и Немировича- Данченко. Впрочем, выискивая лучшую из лучших, мы идем против воли Чайковского, который хотел для "Е. О." певцов средней руки, лучше всего студентов консерватории.

На младшую сестренку Ольгу дозы любви у Чайковского, как видно, немного не хватило. Есть в этом симпатичном персонаже маленькая "вампучка" - партия написана в очень низком грудном регистре, для контральто. Представляете картинку: милая резвушка в облике пышной примадонны, а смачные фразы типа "Я беззаботна и шаловлива, меня ребенком все зовут" выводятся почти что басом. Хотя это вовсе не помешало Тамаре Синявской стать эталонной Ольгой всех времен и народов.

О БЕДНОМ МАЭСТРО ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

Нет дирижера, который не мечтал бы об "Онегине". Но не о всяком дирижере мечтает сам "Онегин". Возьмусь утверждать, что ему было уютно в руках таких маэстро, как Александр Мелик-Пашаев, Борис Хайкин, Мстислав Ростропович, Марк Эрмлер, Юрий Темирканов, хотя они и предлагали весьма индивидуальные версии. Самая неожиданная сенсация - то, как дирижирует "Онегиным" японец Сейджи Озава.

"ПАДУ ЛИ Я ДРУЧКОМ ПРОПЕРТЫЙ"

Чем еще ЗНАМЕНИТ оперный "Онегин"? Естественно, не только коллекцией "штампов": бессмертной сценой заготовки варенья, сбором бутафорских ягод во время хора девушек и т. п. Не только "французско-нижегородскими" куплетами "мусье" Трике "Ви - роза". Обязательно - прибамбасами и феньками вроде "Паду ли я дручком пропертый" (из арии Ленского в украинском переводе). Иногда - кадровыми парадоксами оперной жизни, когда "старушка" няня моложе и изящней "девочки" Татьяны. Всегда - роскошной сценой греминского бала, ликующим полонезом на фоне белых колонн и "суперхитовой" арией баса Гремина "Любви все возрасты покорны". Совсем редко - эпатажными постановками зарубежных театров ("Татьяна за решеткой" - так назывался материал "Литгазеты" о скандальной премьере 1987 года тогда еще опального Юрия Любимова в Бонне).

Но прежде всего эта опера опер знаменита... да-да, МУЗЫКОЙ. Как и "Кармен", "Евгений Онегин" всегда нов и легко запоминается. В этом он похож на народную песню и старинный романс. Я не шучу. Да и сами вы можете убедиться на собственном опыте, что любой фрагмент из "Онегина" выучить наизусть куда проще, чем что-либо из опусов Богдана Титомира, разных бесфамильных девушек Валерий, Лад, Лик, Ник и прочих.

"СЛЫХАЛИ ЛЬ ВЫ..."

Школа, школа родимая, славно ж ты поворочала бедного Александра Сергеевича Пушкина в гробу. Заставляя учить про "лишнего человека" и зубрить письмо Татьяны, надолго, если не навсегда, отвращаешь ты потенциального читателя от лучшей (без дураков!) русской книги. Кто же станет слушать оперу, если даже романа, за исключением нескольких "крылатых" цитаток, люди не знают! (Кстати, и нам, журналистам, не мешает почаще перечитывать Пушкина - сразу бы стали лучше писать.)

Даже "львы" слыхали "Евгения Онегина", а как с этим у вас? (Для тех, кто еще не слыхал - этой фразой из дуэта сестер Лариных открывается опера.) Да ну, скажете вы, дойдя до конца статьи, знаем - опять эта "энциклопедия русской жизни". Пожалуйста, оставьте энциклопедию вкупе с тяжелой долей русского крестьянства "неистовому Виссариону" (Белинскому то бишь) и школьной программе.

P.S. ГДЕ И КАК СЛУШАТЬ

И все-таки, назло нашей дурацкой жизни давайте рискнем и послушаем именно оперу Чайковского - сертификат качества гарантирован. Сделать это довольно просто. Можно даже из дома не выходить: есть пластинки, кассеты, CD, да и по радио "Орфей" "Онегина" частенько крутят. Но интереснее посмотреть "живьем" - "Е. О." идет, наверное, в любой точке СНГ, где есть оперные театры, от Ашгабата до Сыктывкара. Хорош, хотя и консервативен по духу, спектакль Мариинки в Петербурге; лет десять назад его сделал Ю. Темирканов. В Москве сразу два "Онегина" (концертные исполнения и готовящийся спектакль "Новой оперы" пока не считаем). Старый идет в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в постановке одного из своих основателей, Константина Сергеевича, аж с 1922 года! Новый - в Большом - сразу окрестили "молодежным", хотя поставил его в 1991-м могиканин Борис Покровский. Вот уж где не соскучишься! Во всю ширь сцены - гигантский двухэтажный домина в разрезе, а в нем все чада с домочадцами. Веселый спектакль, только бы пели наши молодые почище.

Смотреть и слушать "Онегина" очень удобно (кстати, по строгим правилам красноречия, оперу не смотрят, а слушают). Худо-бедно, но сюжет известен, слова понятны, если артисты не лишены дикции. Поют по-русски - не то что в "Кармен". Поют обо всем русском - оно конечно, но прежде всего - о любви.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно