С 17 января начала вещание на 4-м канале негосударственная телекомпания НТВ. Тем самым поставлена точка в затянувшемся конфликте НТВ и "Останкино"; уходят в историю отечественного телевидения взаимные упреки, борьба за подписание и отзыв Президентом указа о передаче канала, закулисные игры. Теперь о работе новой телекомпании судить зрителю: уже не по одной программе в день, а по 60 часам в неделю. С президентом НТВ Игорем МАЛАШЕНКО беседует корреспондент "АиФ" Юрий ЗУБЦОВ.
- Игорь Евгеньевич, не усматриваете ли вы в достижении желанной цели некой иронии судьбы? Ведь в известном смысле вы обязаны Жириновскому: считается, что именно его победа подорвала позиции основных противников передачи вам четвертого канала - Вячеслава Брагина и Михаила Полторанина.
- Мне хотелось бы верить, что итоги выборов если и оказали свое влияние, то как-то по- другому, что, возможно, в коридорах власти возникло понимание: если командовать телевидением, а не относиться к нему, как к сфере профессиональной деятельности, оно приносит результаты, обратные ожидаемым. И профессиональная, не ангажированная, не подчиняющаяся отмашке телевизионная служба может внести куда больший вклад в становление политической стабильности, чем та, которая готова ругать и хвалить по указке. Хотя, возможно, это только мои грезы, а реальные причины были куда прозаичнее, но все же хотелось бы верить.
- Как строится ваше сотрудничество с оставшимися от прежнего 4-го канала программами?
- В данный момент согласованы все основные позиции, и вот-вот будет подписан договор с Ассоциацией независимых телепроизводителей, куда входят в первую очередь АТВ, "Рен-ТВ" и "ВиД". По его условиям мы приобретаем их продукции на 6 часов в неделю. Между собой они распределили это время так: 4 часа - АТВ и по часу - "Рен-ТВ" и "ВиД". Подчеркиваю, мы покупаем их программы так же, как, например, в Америке покупаем художественные фильмы.
- А по какому принципу отбираются те или иные программы, скажем, "Времечко" или "Воскресенье с Дмитрием Дибровым"? Вас устраивает их качество?
- Оценку программам выносит прежде всего зритель. Я управленец, и мое дело - принимать финансово обоснованные решения, которые бы совпадали с интересами аудитории. Вкусы всегда субъективны. Но зритель смотрит эти программы, значит, они должны выходить. К тому же мы совсем не хотим рубить старое под корень, наоборот, для нас важна некая преемственность. У 4-го канала был свой зритель, который привык к определенным программам, и нет смысла от них отказываться.
- Еще до указа Президента о передаче вам канала по "Останкино" бродили слухи, что НТВ вот-вот оттяпает кусок эфира. Теперь подобные разговоры ведутся и на Российском канале в отношении "Российских университетов". Не ждет ли и их та же участь?
- Ни о какой экспансии и речи быть не может. А вот чем мы намерены заниматься, так это расширять сеть распространения канала. Сегодня он охватывает более 40 миллионов зрителей, и наши инвесторы готовы вкладывать деньги в создание новых передатчиков, расширение сети. Надеюсь, что к концу года цифра эта возрастет. Но вряд ли такое расширение ущемляет чьи-то интересы.
- Известно, что сумма, которую 4-й канал должен был выплатить Министерству связи за эфир прошедшего года, составила около 360 миллионов рублей, из них 50 - только за декабрь. В нынешнем году расценки для государственных телекомпаний увеличены примерно в полтора раза. А сколько будет платить НТВ?
- Точную цифру назвать не могу, но для нас эти расценки намного выше, чем для "Останкино".
- Кстати, в период борьбы за канал многие ваши противники утверждали, что инвесторы НТВ на грани финансового краха и получение 4-го канала с ценами за рекламу, куда более высокими, чем на Петербургском, - единственная возможность поправить положение.
- Я бы очень хотел, чтобы было так, ведь в этом случае мы теперь уже скоро стали бы замечательно окупаемы. Но пока мы обречены нести колоссальные расходы, а вместе с нами - и наши инвесторы. Это работа на дальнюю перспективу. А что касается рекламы, то расценки на нее будут действительно высокими - относительно российских цен и цен бывшего четвертого канала. Тут чисто рыночная ситуация. Я не устаю повторять, что государственные компании продают рекламное время по заниженным ценам. Услуги Минсвязи, допустим, тому же "Останкино" оплачивает государство, а это, между прочим, - 80 процентов бюджета "Останкино". За нас же никто не заплатит. И, повышая цены на рекламу, мы понимаем, что привлечь рекламодателя сможем только качеством своих программ. Плюс - расширением сети вещания. Хотя все равно наши цены, конечно, ниже, чем на первом канале.
- Мы наконец добрались до собственно программ. Нельзя не признать, что старт НТВ получился впечатляющим. Что дальше? Планируете ли вы создание новых собственных программ? Поговаривают, кстати, о переходе в вашу команду Константина Эрнста.
- О переходе Эрнста мне ничего не известно. Мы просто приобрели для показа большой пакет его программ "Матадор", как, впрочем, и многих других популярных передач разных лет. Расширение команды идет, но за счет информационной службы - создается корреспондентская сеть по России, открываются первые корпункты НТВ за рубежом. И производить мы намерены только информационные программы, добиваясь создания первой на отечественном ТВ по-настоящему качественной и профессиональной информационной службы. Остальное мы закупаем, что предоставляет большой простор для маневра. Упал рейтинг, скажем, некой программы АТВ или "ВиДа" - мы перестанем ее покупать и купим другую. А большое производство собственных программ чревато диктатом производителя: мы вложили деньги в передачу и вынуждены давать ее в эфир независимо от того, насколько интересной она получилась. Для нас же все определяет интерес зрителя. Мы с нетерпением ждем первых рейтингов, социологических исследований, чтобы узнать, как распределяется интерес между отечественным и зарубежным кино, старыми и новыми фильмами, художественными программами и передачами ретро. На этой основе и будет планироваться дальнейшая работа, благо возможности для этого есть.