Как и до нормального острова, попасть в Аджарию можно только кораблем или самолетом. Морской порт и аэропорт тщательно охраняются милицией. Человек с ружьем, точнее, с автоматом тут самое важное лицо. И ему не стоит перечить.
ПОЛДЕНЬ. Улицы города полупусты. Редко встречающиеся прохожие неразговорчивы. Полки государственных магазинов девственно чисты. Привезли хлеб, за ним выстраивается очередь. В коммерческих - наоборот, все купить можно, очередей нет. За плитку шоколада "Сникерс" для ребенка выложи 30 - 35 тыс. купонов - и нет трети зарплаты. Одна курица стоит 120 тыс. купонов. При виде российских рублей продавцы расплываются в улыбке.
Некогда славившийся на весь Союз дельфинарий пустует. Обитателей дельфинария до "лучших времен" перевели в менее дорогостоящее помещение - денег на содержание работников нет, и дивиться на дельфинов некому - в Батуми редко кто приезжает, местные же жители хлеб предпочитают зрелищам.
Русских в Батуми осталось мало. На лицах - печать уныния и обреченности. Правительство хвалят за то, что нет войны, а в остальном тяжко живется. Продают последнее, чтобы прокормиться. Стойко переносят обвинения сограждан коренной национальности в том, что Россия во всем виновата. Здоровые и крепкие уехали. Слабые и больные остались.
Аджарская милиция часто ходит без формы, ее заменяют автоматы, свидетельствующие о принадлежности к работе в силовых структурах. Платят милиционерам много за счет средств коммерсантов. Последним министр внутренних дел сказал прямо: если хотите, чтобы молодежь рэкетом и разбоем не занималась, а ваш покой охраняла, перечисляйте деньги. На эти же средства закупают рации, оружие, обмундирование.
Граница с Турцией охраняется. Российские пограничники исключают возможность незаконного прохода через нее вооруженных формирований. Из-за кордона привозить можно многое, а вывозить почти нечего.
Из промышленных предприятий Батуми работают только два - теплоэлектростанция и чаеразвесочная фабрика. В цехах - дедовское оборудование.
Глава четырехсоттысячной Аджарии - Аслан Абашидзе хочет помирить Армению с Азербайджаном, Абхазию - с властями Грузии. Миротворец вынужден спать с рацией и соблюдать осторожность - на него неоднократно покушались. В следственном изоляторе КГБ сидит человек, которому за голову Абашидзе в Тбилиси обещали огромную сумму. Но он сам пришел с повинной, так как считает "батоно Аслана" национальным героем.
Члены правительства Аджарии ездят по всему миру, имеют многое, о чем рядовой житель может только мечтать. Но при этом работают по 15 часов в сутки. Сами о себе говорят, что смертный приговор в случае ухода Абашидзе им подписан - крови жаждут и оппоненты в Батуми, и недоброжелатели в Тбилиси - слишком многим хочется жить вольготно и иметь в руках власть. Простым людям не до того. Горожан подкармливают сердобольные родственники из сел. Аджарцы мечтают получать зарплату в российских рублях и были рады вступлению Грузии в СНГ. Но некоторые по-прежнему считают виновником всех бед Россию.
За мир и спокойствие, пусть и под дулами автоматов, тут благодарят Абашидзе и Турцию, с которой хорошие отношения. Таможни аджарцев и их соседей живут "душа в душу".
В Аджарии почти нет воровства. Из угнанных за прошлый год шести автомобилей четыре найдены. В Батуми все спокойно?