* Военный бюджет на 1993 г. был утвержден в сумме 8,2 трлн. руб., из них ассигнования непосредственно Министерству обороны Российской Федерации должны были составить 7,5 трлн. руб.
Реально по смете Министерства обороны было переведено Министерством финансов в 1993 г. 6,5 трлн. Если учесть, что минимально необходимая Министерству обороны сумма составляла более 10 трлн. руб., то потребность МО в 1993 г. была удовлетворена лишь на 65%.
* В 1993 г. на счета Минобороны России поступило денежных средств от реализации высвобождаемого военного имущества (кроме вооружений и боеприпасов):
- на внутреннем рынке - 6,5 млрд. руб.;
- на внешнем рынке - 6,4 млн. долл. США.
В 1993 г. за счет вырученных денежных средств приобретено квартир.
* С января 1993 г. введен в действие Закон РФ "О статусе военнослужащих", в котором предусмотрен ряд льгот, гарантий и преимуществ для военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Однако некоторые из предусмотренных законодательством льгот и преимуществ не введены в действие, поскольку на правительственном уровне не найден механизм их реализации.
Сюда относятся:
- дополнительные транспортные льготы;
- выплата денежной компенсации при убытии в отпуска;
- страхование имущества военнослужащих;
- предоставление льготных кредитов на жилищное строительство;
- продажа квартир и индивидуальных жилых домов для военнослужащих на льготных условиях;
- льготная оплата установки и пользования квартирными телефонами и другие льготы.
* Для финансирования капитального и жилищного строительства деньги выделялись несвоевременно и не в полном объеме. Задолженность Минфина России переходила из месяца в месяц. В январе 1993 г. она составляла 8,3 млрд. руб. К концу года Минфином недоперечислено к сумме, предусмотренной в Федеральном бюджете на капитальное строительство Министерства обороны РФ, 147 млрд. рублей. А с учетом реального роста цен на строительные материалы - 290 млрд. руб.
Из предусмотренных к вводу в эксплуатацию за счет средств федерального бюджета 61,7 тыс. квартир в 1993 г. введено только 50 тыс. квартир, или 81% от плана.
На жилищное строительство и на покупку квартир планировалось направить в 1993 г. 658 млрд. руб. (без затрат на культурно-бытовое строительство), или 63% от общего объема ассигнований на капитальное строительство Министерства обороны на 1993 г. Фактически направлено 565 млрд. руб.
* По заявлению министра обороны П. Грачева, общая численность армии РФ на 01.12.93 г. составляла 2,341 млн. человек.
Соотношение контрактников и призывников в армии РФ
Примечание. В таблице приведены расходы только на оклады военнослужащих по должности и званию.
* Минимальный оклад (1994 г.) военнослужащих по контракту (рядового, 1-й тарифный разряд) составляет более 110000 руб., самый высокий разряд (корабельный старшина на подводных лодках - в 5 раз больше). Есть еще целый ряд существенных льгот и доплат, так что суммарные расходы на "контрактников" будут в 3 - 4 раза выше приведенных в таблицах - несколько триллионов в год.
* В минувшем году оклады денежного содержания военнослужащих индексировались три раза: с января, апреля и сентября. В этом году - с 1 января. Из-за сложного экономического положения в стране Правительство РФ иногда принимало решения об индексации окладов денежного содержания военнослужащих с опозданием на 1 - 2 месяца. Это вызывало обращения многих военнослужащих в различные инстанции по поводу нарушения статьи 12 Закона РФ "О статусе военнослужащих".
Так, минимальный размер оплаты труда в 1,81 раза увеличен с 1 июля 1993 г., а оклады денежного содержания военнослужащим проиндексированы лишь с 1 сентября 1993 г., то есть через 2 месяца.
Ныне существующий минимальный размер оплаты труда - 14620 руб. в месяц вместо 7 740 руб. (рост 1,9), был установлен Указом Президента от 5 декабря 1993 г. с 1 декабря, а оклады денежного содержания военнослужащим проиндексированы только с 1 января с. г., то есть через 1 месяц.