До октябрьских событий этого политика часто сравнивали с молодым Ульяновым. Зажигательные речи, маленькая бородка... Сегодня лидер оппозиционной партии Российский общенародный союз (РОС) - депутат Государственной Думы. Сидит в кабинете с видом на Москву капиталистическую: ресторан "Макдоналдс", дома с огромными рекламными щитами на крышах: SANYO, GILLETTE.
ГОВОРИТЬ о том, что по-прежнему живу в СССР, - и правильно, и неправильно. У меня до сих пор паспорт гражданина СССР.
История Советского Союза - завершена. Преступно, но завершена. Государство, которое сегодня называется Российской Федерацией, - для меня не Россия. Это остатки России, разрезанной на части, разрезанной по линиям, намеченным еще в 20-е годы и проведенным в 91-м. Для меня Россия - нечто большее, чем Российская Федерация. И я надеюсь, что ближайшие годы приведут к воссоединению таких республик, как РФ, Белоруссия, Украина, Казахстан.
Сегодня невозможно вернуться (и не нужно) к национально-государственному устройству, существовавшему до 1991 года. Также наивно говорить сейчас о возврате к системе губерний. Нужно создавать федерацию территорий (жесткую федерацию) и союз наций. В этом отношении я живу в государстве, которое через очень небольшой промежуток времени вновь станет великой Россией или Российским Союзом.
- Вы поддерживаете предложение Анатолия Лукьянова: денонсировать Думой "Беловежское соглашение", ускорившее смерть СССР, и наказать подписавших этот документ?
- СНГ - это мертворожденный проект. Об этом я говорил еще в 1991 г. в Верховном Совете. А денонсировать исторический процесс нельзя. Даже если он идет не так, как нам хочется. Исправлять историческую ошибку нужно, не трогая "Беловежского соглашения". Его нужно тронуть только для того, чтобы признать этот документ исторической ошибкой и чтобы наказать тех, кто разрушил Советский Союз. Наказать политически и юридически.
Восстановление или создание союзного государства должно проходить через структуру новых правовых документов: через законы, через договоры, через референдумы.
- Сейчас Совет Госдумы часто сравнивают с Президиумом Верховного Совета, в котором депутатская "элита", как говорят, заранее писала сценарий: кому предоставлять слово, какой закон "заваливать". Поэтому-то и Дума работает плохо.
- Я думаю, Совет Думы можно сравнить даже с Политбюро ЦК КПСС. Правда, Политбюро отличалось профессионализмом и государственным мышлением.
- Кстати, вы еще коммунист?
- Я был членом КПСС до 1991 г. Из партии не выходил и партбилета не сжигал, хотя в 1990 г. вполне осознанно стал одним из организаторов первой некоммунистической оппозиции, организовал депутатскую фракцию "Россия", принцип которой состоял в том, что наш народ нельзя делить на "белых" и на "красных".
- Ваша фракция "Россия" все же раскололась на "белых" и на "красных". Часть депутатов стала костяком компартии, часть ушла в РОС, а кто-то вообще ушел из политики. Теперь такой же раскол грозит и партии, руководимой вами. Первые выступают с имперскими идеями, другие - за восстановление СССР, третьи - националисты...
- Течения в РОС действительно разные. Но все члены нашей партии стоят на великодержавных и национально-патриотических позициях. Мы признаем стержневую роль русской нации и исторически сложившуюся многонациональную общность России. Поэтому наша партия и называется: Российский общенародный союз. А если в партии не будет разных течений и мнений - это приведет к ее деградации.
- Недавно вы сказали, что в течение месяца оппозиция подготовит план по объединению своих разрозненных рядов. Но произошло непредвиденное: вы покинули движение "Согласие во имя России".
- Действительно, РОС отказался от вступления в это движение. Потому что у отдельных личностей возобладали, к нашему сожалению, позиции соглашательства и непринципиального компромисса с политическим режимом Ельцина.
- Кого вы имеете в виду?
- Я имею в виду те партии, которые поддержали правительственный бюджет и тем самым поддержали экономический курс правительства, основанный на этом бюджете. Это коммунисты, аграрии... К сожалению, между оппозиционными партиями нет взаимодействия.
- Кто из оппозиции может стать общепризнанным лидером?
- К счастью, и в то же время к несчастью, у оппозиции сегодня очень много лидеров. У каждого из них есть свои достоинства и свои недостатки.
- Например?
- Я бы не хотел сейчас никого обсуждать. Из вежливости. И во-вторых, это может сказаться на объединении оппозиции.
- Сергей Николаевич, почему вы после событий 3 - 4 октября сбрили свою знаменитую бороду?
- Эти события, показавшие откровенную антигосударственную политику Ельцина, сделали меня более жестким. И это требовало каких-то внешних изменений. Я расстался с внешними признаками либерализма. Если выбирать между историческими аналогиями, сегодня я предпочитаю носить усы.
- Облик социалиста?
- Да. Не только я убежден, что сегодня основой для мировоззрения России XXI века является национально-патриотический социализм. Но не советского типа, а синтезированный социализм, начинающийся со времен Платона, Аристотеля.
- Когда был подписан договор об общественном согласии, Ельцин отменил "черный список", в котором состояли "неповиновавшиеся" Указу N 1400 (о роспуске Верховного Совета). На этих депутатов, в том числе и на вас, не распространялись льготы. Но теперь эти льготы возвращены. И каждый депутат, позабыв о недавней вражде с Ельциным, тихо-молча получил по 2 млн. рублей...
- Я до сих пор не могу преодолеть чувства брезгливости и подписать бумагу о получении этих льгот. Мои друзья эти миллионы получили и перечислили на благотворительные цели. Может, я старомоден, но не могу получить эти деньги. Просто не хочу пачкаться ими. Кроме того, сторонники Ельцина обещали, согласно Указу N 1435, и трудоустройство в Москве, и оставить за мной персональную машину, выделить государственную дачу и многие другие льготы.
- Кстати, вы по-прежнему живете на Рублевском шоссе, в доме, в котором жили, будучи депутатом Верховного Совета?
- Когда нам принесли повестку о выселении в 3-дневный срок, я сказал жене, что добровольно мы не покинем этот дом. Если же придут выселять, то вот адреса наших друзей, которые могут нас временно приютить. А кричать, что семья Бабуриных сбежала из Москвы, - такого подарка этот режим не получит. Ни Ельцин, ни Лужков нас тогда не выселили.