Несколько дней назад Президентом Литвы стал бывший лидер литовских коммунистов А. Бразаускас. В республике, где впервые в старом СССР начались демократические преобразования. Круг как будто замкнулся. Старая партийная гвардия России торжествует, подсчитывая дни, когда вновь удастся "порулить" в Москве. Возрождается из пепла партия коммунистов. Добрыми ангелами вещают с экранов телевизоров "гэкачеписты". Слухи о предсмертном состоянии их здоровья - дорогая Татьяна Ивановна Корягина, вы ведь так рьяно защищали их - оказались сильно преувеличенными. Такие они все помолодевшие, с блестящими глазками...
Демократы перегрызлись из-за места под солнцем, и их ряды почти рассеяны. Экономика еще не въехала в рынок. Придут ли в этих условиях к власти коммунисты - те, кого два года назад материли на всех углах за развал экономики, пустые магазины, развалившееся, обнищавшее село, бесконечное вранье - "пятилетка качества", "продовольственная программа", "ускорение" и проч. и проч.?
Можно долго рассуждать на эту тему, но обратимся к видным партийцам, российским депутатам и просто прохожим. Вот что они сказали корреспондентам "АиФ".
КОММУНИСТЫ
Г. ЗЮГАНОВ. У многих очень одномерные представления - разделили всех на коммунистов и демократов. Но среди коммунистов был и Горбачев - даже не социал-демократ, а типичный, классический либеральный буржуа, с закваской, которая попахивает изменой невиданного масштаба. Что же касается прихода к власти - придут те, кто понимает смысл и суть российской государственности. Те, кто понимает, что без восстановления связей, прежде всего с Украиной, Беларусью и Казахстаном, запустить нашу монополизированную госэкономику невозможно. И силовые методы не помогут. Нельзя заставить ни танками, ни автоматами работать атомные реакторы, металлургические и химические комбинаты.
В КПСС давно были две партии. Партия манипуляторов и изменников и партия государственников и патриотов. В августе 1991 г. пришла к власти партия национальной измены. Сейчас баланс сил резко меняется в другую сторону.
Один из самых ортодоксальных коммунистов нашего времени В. АНПИЛОВ, между тем, считает, что коммунисты не могут и не должны прийти к власти. "Коммунисты обязаны искупить свою вину перед народом, сплотить трудящихся, и в первую очередь рабочий класс, в борьбе за их коренные интересы: право на труд, на бесплатное образование, медицинское обслуживание, доступное всем жилье.
Долг и обязанность коммуниста - привести трудящихся к власти. Если этой весной обстановка в России не изменится в пользу людей труда, в пользу социализма, то в коммунистическом движении наступит отлив, отчаянье охватит самых последовательных борцов. Колебавшиеся ранее сразу же уйдут в небытие или же перейдут в стан противников коммунизма, в надежде приобрести теплое местечко, мягкое, пусть даже и невысокое кресло".
Анатолий ЛУКЬЯНОВ. Чем больше нынешние власти будут навязывать обществу свой губительный эксперимент по насильственному внедрению капитализма, чем усерднее они будут следовать в нашей огромной евразийской стране рецептам и требованиям западного капитала, тем больше шансов у коммунистов стать у штурвала государственного корабля, возвращая его на путь социализма, равноправия граждан, дружбы всех наций и национальностей.
Егор ЛИГАЧЕВ. Коммунисты сделали беспощадный анализ своей прошлой деятельности, смело признали ошибки и предательство части руководства партии во главе с Горбачевым. Это залог того, что они не допустят новых искажений. Коммунисты одержат победу еще и потому, что у них есть программа выхода из тупика.
На местах еще сохранились прочные социалистические порядки. Один из жителей Арзамаса-16, где я недавно побывал, сказал, что у них сохранились островки социализма. Задача коммунистов - вместе с народом превратить наше государство в материк социализма.
Геннадий ЯНАЕВ. Уверен, что придут. Как и когда - вопрос другой. Это зависит от того, сумеют ли коммунисты использовать ситуацию: "рекрутировать" на поддержку своих программ массовое пополнение, создать дееспособный актив и сделать жесткие выводы.
В последние 3 - 4 года партия атрофировалась, находилась в слишком комфортных условиях и поэтому так легко позволила себя запретить. В ближайшее время экономическая ситуация будет обостряться, и политические силы смогут в полной мере проявить себя. У коммунистов есть прекрасный шанс.
Бывший лидер компартии Валентин КУПЦОВ на следующий день после съезда, где главное кресло занял товарищ Зюганов, ответить на наш вопрос согласился, но через сутки передумал. Сказал только, что "я полтора года защищал партию, но ничего, кроме пинков, не получил. Почитайте прессу".
НАРОД
Женщина 45 лет, бывший член КПСС, нач. цеха:
- Я не верю абсолютно ни в одну партию. В прошлом мы жили неплохо. Лучшего себе не представляли. Сейчас все существующие партии борются только за власть, а о народе никто не думает. В том числе и коммунисты.
Инженер одного из московских заводов, 56 лет, бывший член КПСС:
- К власти они больше никогда не придут. Достаточно посмотреть на то, что они успели уже натворить, чтобы понять: это повториться не должно.
Безработная, 37 лет, в КПСС не состояла:
- Мне как-то вообще все равно. Я так далека от политики... Особой активности никогда не проявляла. Компартии, конечно, будут существовать, но к власти они не придут.
Рабочий, 57 лет, ее стоял в рядах КПСС:
- Если говорить о старой системе, я - против. А вот что- нибудь этакое, вроде китайской модели социализма, нам бы пришлось впору.
Бывший секретарь заводской парторганизации, 63 года:
- К возможности их прихода к власти отношусь отрицательно - за себя не боюсь, за внуков страшно. Кроме зла, они ничего принести не способны. Вся их история - террор, лагеря, тюрьмы. Но к власти они прийти могут. Они действуют весьма активно, в то время как демократы ведут себя крайне пассивно.
Военный в отставке, член КПСС до 1987 г.:
- Сегодня среди них нет лидеров, которые бы по-настоящему думали о простых людях и коммунистах. Только о себе думают. Раньше среди них, конечно, были честные люди, а сейчас вряд ли. Коммунизм, социализм - все это кануло в прошлое.
ПОЛИТОЛОГ
Игорь КЛЯМКИН. В обозримом будущем приход коммунистов к власти нереален. Дело в том, что сумма политических идей, которые они выдвигают, при самых оптимистических подсчетах разделяется не более чем 15% населения. Эти данные получены мною в ходе социологических исследований, проведенных фондом "Общественное мнение". Большая часть из них - люди старших возрастных групп (после 45 лет) с низким образовательным уровнем. При такой социальной базе претендовать на власть вряд ли возможно, по крайней мере, если речь идет о приходе к власти через всеобщие выборы.
ДЕПУТАТ
Мы обратились к российскому депутату Егору ШУГАЕВУ. Как и многие из нас, он бывший член КПСС. Однако вышел из "рядов" в 1989 г., когда прогнившая КПСС уже изрядно пованивала и надежды на ее "освежение" улетучились.
- Коммунисты сегодня открыто грызутся - это конкуренция. Но когда в одной партии начинается грызня, как правило, она раскалывается и никогда не объединяется.
Во-вторых, перескажу сетования Сажи Умалатовой (я недавно услышал ее интервью радио "Свобода"). Вот их суть: "Пока мы боролись в подполье с нынешними демократами, многие бывшие партаппаратчики разбежались по кустам, занялись коммерческой деятельностью. А сейчас, когда нас "разрешили", они выросли словно из-под земли и требуют себе кресла". В этих словах есть истина. Во всех последних коммунистических съездах участвовали в основном неудавшиеся бывшие партаппаратчики. Похоже, что те, кто "удался", у кого хорошо пошел бизнес, - им не до этих полуподпольных съездов. А вот эти болтаются, как говно в проруби, и развлекаются политикой. Других-то дел у них просто нет.
- Господин Шугаев, своими словами вы вольно или невольно оскорбляете людей, которые были на фронте, воевали с лозунгом "за партию".
- Люди, воевавшие на фронте, даже замордованные сталинской пропагандой, вызывают во мне чувство гордости. Но те, кто стоял над ними и спекулировал на чужом героизме, - этих людей я презираю. В то время как миллионы бедствовали и терпели послевоенную нужду, партийная верхушка хорошо жрала и пила. Тешила себя любовницами, киноактрисами, поездками за границу, охотой. Сейчас уже стало хорошо известно, как жил элитный слой партии. Причем партия, сколоченная по государственному признаку, фактически партией как таковой и не являлась. Это и подтвердил, кстати говоря, Конституционный суд. Так что возврата к власти той партии, которая представляла государство, не может быть.
Настоящие партии в нашей стране возникают только сейчас. Пускай они маленькие, пускай иногда состоят только из одного-двух человек, но они несут какое-то определенное воззрение, готовность к диалогу, к спору. То есть любая партия прежде всего должна носить духовное начало. Это группа людей, объединенная общими интересами и воззрениями, а не только хищной борьбой за власть во что бы то ни стало. Партии служат для того, чтобы в общественном котле варилось множество идей.
А на примитивном уровне: коммунисты - это что? Все коммунистическое - все вокруг мое, все вокруг государственное, все вокруг ничье - это мы уже имели. Слава Богу, даже за 75 лет людей не удалось преломить через колено, чтобы они вдруг перестали заботиться о собственной семье, о своих детях.
- Вы, г-н Шугаев, однако, тоже философствуете. Время рождает своих героев, и, как знать, быть может, в Ульяновске в учительской семье уже подрастает кудрявый мальчишка...
- А тот был кудрявый?
- Ну он же не сразу родился с лысиной, и все же?
- Когда нет сильной идеи, не будет и лидера. Была сильная идея у общества сломать империю Советского Союза, появился Ельцин, пришла к власти демократия. Но Ельцин тоже не конечная фигура. Ну а какая сильная идея есть у коммунистов - борьба за благо трудящегося человека, как они говорят? Это "липа" чистой воды. Мы уже видели, что за этим лозунгом прикрывалась настоящая эксплуатация рабочего и колхозника. Так что в конечном итоге - сейчас это стремление восстановить свою власть обманным путем, крестясь народом.
ПРЕЗИДЕНТ
Поставить точку в нашем сегодняшнем разговоре можно тем, с чего мы начали - в Литве президентом стал А. БРАЗАУСКАС - бывший первый секретарь ЦК компартии. Но вот что сказал он корреспонденту "АиФ":
- Коммунистов в настоящее время в Литве нет. Даже в годы правления коммунистического режима, по моим наблюдениям, в компартии Литвы было лишь 3% идейных коммунистов, для остальных пребывание в партии было вынужденно- принудительным, как способ участия в государственных структурах для профессиональной карьеры.
Среди тогдашних членов партии очень многие были настоящими патриотами, для которых независимость страны оставалась основной целью их жизни.
Сегодня коммунистические идеи не имеют поддержки в Литве. И если на парламентских и президентских выборах большинство литовских избирателей голосовали за нас, это еще одно доказательство, что мы уже не те, кем нас по инерции называют.
Демократическая партия труда - партия социал- демократического направления. И еще раз повторяю: про коммунистов в Литве пока забудьте.
После выхода КПЛ из КПСС (это был первый прецедент) часть, оставшаяся верной эфемерным теориям, приняла участие в попытке государственного переворота и после этого эмигрировала из Литвы.
Демократическую партию труда считать коммунистической никак нельзя хотя бы потому, что в сфере экономики у нее рыночная программа, но с социальными ориентирами, а рынок несовместим с коммунистической идеей.