Примерное время чтения: 10 минут
112

ДЛЯ УЧАСТИЯ В РАБОТЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА ВПЕРВЫЕ ПРИГЛАШЕНЫ КОММУНИСТЫ - ПРЕДСТАВИТЕЛИ КПСС, ВСРП, ПОРП И ИКП. Переоценка ценностей?

Наш корреспондент П. ЛУКЬЯНЧЕНКО встретился с кандидатом в члены ЦК КПСС, первым заместителем заведующего Международным отделом ЦК КПСС профессором К. Н. БРУТЕНЦЕМ.

- Карен Нерсесович, в печати появилось сообщение о том, что вы возглавляли делегацию КПСС, которая в статусе наблюдателей участвовала в работе XVIII конгресса Социалистического интернационала. С чем это связано? Ведь сравнительно недавно деятелей этой организации у нас называли "оппортунистами", "предателями интересов рабочего класса", а сам Социнтерн именовали не иначе как "желтым".

- Было такое, хотя и не так уж недавно. Отношения между коммунистами и социал- демократами знали разные периоды, в том числе и очень острые. И вина за это лежала на обеих сторонах. Но меняются времена, меняются обстоятельства, меняются, наконец, люди, лидеры. Примерно с середины 70-х гг. эти отношения стали, если так можно выразиться, размораживаться. Подлинный же поворот произошел в последние несколько лет.

Разумеется, изменилось не только наше отношение к социал-демократии, но и ее отношение к нам. Ключевую роль здесь сыграли, повторяю, изменившаяся обстановка в мире, изменившаяся наша политика и развитие самой социал-демократии. Так что, наверное, сейчас лучше не зарываться носом в анналы истории.

Теперь, что касается самого стокгольмского конгресса. Начну с того, что в работе этого форума представители КПСС участвовали впервые. Уже это говорит о многом.

Конгресс не был обычным. Дело не только в том, что его приурочили к 100-летнему юбилею Социнтерна и 200-летию Французской революции: конгресс принял новую Декларацию принципов (программу) этой организации. И надо сказать, она выгодно отличается от Франкфуртской декларации 1951 года, поскольку не несет отпечатка "холодной войны".

Еще одна отличительная черта конгресса: он был самым представительным за всю историю Социнтерна, собрал делегатов, гостей и наблюдателей от 100 с лишним партий, организаций и движений. Причем 27 партий - членов Социнтерна - являются правящими.

Примерно четверть всех нынешних членов этой организации - 19 партий - из Латинской Америки. Как отмечалось в Стокгольме, прежде всего за счет этого региона (а также в определенной мере и за счет других развивающихся стран) в последние годы и росли ряды Социнтерна. Очевидно, не без влияния этого фактора он сегодня заметным образом развернулся к проблемам третьего мира. Знаменательно, что новым генеральным секретарем СИ стал чилиец Айяла.

Председателем же Социнтерна в очередной раз практически единогласно переизбран Вилли Брандт, пользующийся большим политическим и моральным авторитетом. Как я понимаю, широкое признание получила его деятельность по руководству Социнтерном, не говоря уже о прошлых заслугах в борьбе с нацизмом и на посту лидера такой крупнейшей социал-демократической партии, как СДПГ. С именем Брандта связана и "восточная политика", и восточные договоры, послужившие краеугольным камнем для многих благотворных изменений в Европе. Особо хочу отметить, что с трибуны конгресса Брандт приветствовал присутствие наблюдателей из Советского Союза, как он выразился, "людей, которые с М. С. Горбачевым работают над проблемами перестройки".

- Да, но в то же время он известен как противник коммунизма. В частности, Брандт является соавтором печально известного закона "О запрете на профессии", на основании которого проводится неприкрытая дискриминация западногерманских коммунистов.

- Точнее сказать, что, будучи канцлером, он поддержал в 1971 г. соответствующее совместное решение премьер-министров земель ФРГ. Но с середины 70-х гг. возглавляемая В. Брандтом СДПГ стала дистанцироваться от этого решения, и в землях, управляемых социал-демократами, оно утратило практическую силу.

- Можно ли считать, что на сегодня социал-демократическая идеология является самой влиятельной среди западноевропейского населения?

- Трудно ответить однозначно. По крайней мере недавние выборы в Европарламент можно толковать так, что существовавшее в последние 1 - 3 года относительное равновесие между политическим влиянием неоконсерватизма и социал-демократией меняется в пользу последней. Откат неоконсервативной волны, обнажая нерешенные и отчасти усугубившиеся проблемы капитализма, побудил социал-демократов не только заострить критику неоконсерватизма, постулатов "свободного рынка", но и более решительно выступать в защиту социальной справедливости, более конструктивно говорить о социализме.

- Идя на контакт с нами, не идут ли социал-демократы тем самым на идеологический компромисс?

- Нет, компромисса здесь нет. Есть уважение реалий, понимание того, что наша перестройка кардинально меняет, оздоравливает международный климат. Конгресс показал исключительный интерес социал-демократии к перестройке в СССР и реформам в других социалистических странах. Вес ко прозвучали заявления, например, лидера английских лейбористов Киннока, одного из ведущих деятелей СДПГ Бара, Председателя парламента Финляндии Сорса и других о том, что социал-демократия должна в нынешний острый переходный период перестройки оказывать ей активную поддержку, прежде всего содействуя разоружению и тем самым высвобождению ресурсов для гражданских целей.

- Существует точка зрения, что наша страна до перестройки фактически была тормозом для прогрессивных преобразований в мире.

- Во всяком случае в застойный период она не служила вдохновляющим примером для левых сил и в этом смысле не способствовала их укреплению. Перестройка в глазах всего мира наконец-то соединяет понятия социализма и демократии.

- Вы говорите о "социализме с человеческим лицом"?

- Называйте как угодно, хотя я бы не использовал определение, вокруг которого когда-то скрещивались шпаги.

Хотел бы вернуться к вопросу, пошли ли социал-демократы, как вы выразились, на "идеологический компромисс".

Думается, к этой проблеме надо подходить иначе - прежде всего в политическом ракурсе. И тут у нас много точек соприкосновения. Например, принятая в Стокгольме платформа но вопросам мира, разоружения, безопасности - а эти вопросы были на первом плане в работе конгресса - очень близка, если не сказать больше, к нашей. Много общего и в том, что касается проблем Севера и Юга, экологии, которым также было уделено первостепенное внимание. Кстати, лидер датских социал-демократов Аукен внес любопытное предложение о создании Международного совета безопасности по экологии по типу Совета Безопасности ООН.

Кроме того, мы заинтересованы в изучении опыта социал-демократии, например, в сфере регулирования рыночных отношений, социальной политики, кооперативном движении, муниципальном управлении, парламентской демократии и т. д. В свою очередь, социал- демократы проявляют немалый интерес к проходящей у нас политической реформе и преобразованиям в сфере экономики, особенно в том, что касается проблемы, если так можно выразиться, социального регулирования рынка.

- Но так ли бескорыстны социал-демократы в своей поддержке перестройки?

- Если трезво смотреть на вещи, то, конечно, они рассчитывают на усиление своего влияния и в регионе Восточной Европы. Я был бы не до конца искренен, если бы не сказал, что отнюдь не все социал-демократы настроены на лояльное сотрудничество. К сожалению, у некоторых из них нет-нет да и дают себя знать отрыжки конфронтационного подхода, замешанные на фразах о "крахе коммунизма".

- А как в таком случае расценивать заявление Генерального секретаря Итальянской компартии А. Оккетто, который в начале июня в интервью газете "Коррьере делла сера" сказал: "В странах восточного блока коммунизм стал термином, утратившим всякую связь со своим собственным историческим происхождением... Это режимы, которые ведут к катастрофе... Конечно, борьба Горбачева или борьба Ельцина связана с социалистическими идеалами. Но от коммунизма как системы, которая претендовала на единство и цельность, по моему мнению, абсолютно ничего не осталось... Мы (Итальянская компартия. - Ред.) не являемся составной частью коммунистического движения. Мы больше не принадлежим к этому лагерю"?

- Думаю, что на деле речь идет о кризисе командно-административной системы. В разных странах он находит различное проявление. Могу с полной определенностью заявить, что итальянские коммунисты, однозначно, я бы даже сказал, как болельщики, с энтузиазмом поддерживают нашу перестройку, о чем т. Оккетто говорил на встрече с М. С. Горбачевым в феврале этого года. Известно это и из повседневного общения с итальянскими товарищами. Ведь они отлично понимают, насколько судьбы мирового социализма зависят от судеб нашей перестройки.

Что же касается заявлений о том, что ИКП не является частью международного коммунистического движения, то такова действительно ее позиция, притом занятая не сегодня. На вопрос почему, лучше всего могли бы ответить сами итальянские товарищи.

- Не так давно мы провозгласили невмешательство компартий в дела друг друга. Как же тогда рассматривать наши действия в отношении испанских компартий? Стало известно, что в июле прошлого года в ходе встреч с Генеральным секретарем Коммунистической партии Испании Х. Ангитой мы оказывали давление с тем, чтобы испанские коммунисты объединились. В январе этого года объединение произошло.

- Вы говорите "стало известно". Но мне, право, трудно представить источник столь неточной информации. Если же говорить о существе дела, то, разумеется, ничего подобного не было. КПСС не только декларирует, но и самым скрупулезным образом придерживается принципов равноправия и самостоятельности партии, невмешательства в их внутренние дела - принципов, которые с большой силой были подтверждены и подчеркнуты на XXVII съезде. Более того, мы не отступаем от этих принципов и тогда - а это иной раз еще случается, - когда нас просят вмешаться.

- В западной прессе иногда появляются материалы, из которых следует, что мы оказываем компартиям других стран материальную, иногда очень значительную помощь. В частности, в конце января 1980 г. из Новой Зеландии был выслан Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в этой стране В. Н. Софийский, который был обвинен во вмешательстве во внутренние дела и в финансировании предвыборной кампании новозеландских коммунистов.

- Но вы забыли добавить, что эти обвинения были официально опровергнуты советской стороной. Зарубежные компартии живут и работают на собственные средства. Я не хочу этим сказать, что взаимоотношения между партиями целиком сводятся к идейной и политической стороне дела. Партиям, например, оказывается поддержка, скажем, в форме приема их активистов и представителей руководства на учебу, на отдых, на лечение. Кстати сказать, это делается и в отношении национально-прогрессивных и социал- демократических партий. Отдых обычно сочетается с ознакомлением с нашей жизнью, с беседами в парторганизациях, с посещением предприятий и колхозов. Так что это еще один из ручейков взаимного обмена опытом. Да и вообще это нормальная практика почти для любой партии, для любого профсоюза.

- Очень часто в печати можно видеть сообщения о том, что по обмену опытом в ту или иную страну выехала делегация КПСС. Читатели высказывают мнение, что это не более чем туристические поездки под вывеской и за счет партии.

- Опять же это далеко от истины. Конечно, эффективность разных делегаций разная. Одни люди более квалифицированны и контактны, другие менее. Но должен вам сказать по собственному опыту, поездки такого рода, как правило, это напряженная работа: бесконечные встречи, беседы, дискуссии, выступления.

- Карей Нерсесович, а какая у вас зарплата?

- 550 рублей в месяц.

- Есть ли у Международного отдела ЦК КПСС за границей свои дома отдыха, санатории?

- Нет, ничего подобного у нас нет и не было.

- Сейчас повсеместно возникают совместные предприятия. Есть ли у ЦК КПСС какое- нибудь совместное предприятие с зарубежной компартией?

- У нас действительно есть общее совместное предприятие, и не с одной, а с многими и многими, притом разными партиями. Оно называется "демократия, социальный прогресс, социализм". Но это предприятие, как вы понимаете, существует не первый год.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно