Примерное время чтения: 6 минут
227

РУССКИЕ "НОВЫЕ" - ИМЕНА СТАРЫЕ. Евстигнеев второй

Степан Михалков, Федор Бондарчук, Денис Евстигнеев и иже с ними - всех их можно назвать уже расхожим словом "мажоры". Многое из того, о чем другие могли лишь мечтать, им досталось в день рождения вместе с фамилией. И в нагрузку - "комплекс сынков". Для них фамилия была не только трамплином, но и планкой, ниже которой прыгнуть нельзя. Может быть, поэтому раньше многих поняли они и то, что сделать свою жизнь могут только сами. Недаром "новые русские" так любят называть себя добрым русским словом "self-made", что значит "сделавший себя сам".

ДЕНИС ЕВСТИГНЕЕВ себя "новым русским" не считает. Недостает "Мерседеса" (всего лишь "Жигуль"), костюма "от Версаче", ну и т. п. Да и все они - скорее своего рода "надстройка". Со старыми киногенами. "Но с новыми идеалами и эстетикой. "Надстройка" уже другого Общества. Недаром и первый фильм "нового" Евстигнеева "Лимита" - о нем, о "новых русских".

ОТЕЦ: ПОРТРЕТ В ТРЕХ ДЕЙСТВИЯХ

- ОТЦА я вспоминаю, конечно, не как актера. Я жил отдельно. Виделись мы не слишком часто. А когда встречались, естественно, говорили больше о жизни, а не о кино или театре.

Первое, что приходит на память, - это как он орал, защищая свою молодую жену, когда одна дама неудачно высказалась по ее поводу.

Второе - я вспоминаю, как мама однажды спросила, у него: "Женя, чем от тебя так хорошо пахнет? Что это за одеколон?" И он вынул из пиджака автомобильный дезодорант "Елочка", который носил в кармане. Это тоже говорит о нем очень много.

Ну и третье - я помню, как отец снимался у меня в одном фильме. Он назывался "Сказки старого волшебника". Я только окончил институт и ужасно комплексовал. Я не знал, как называть его на площадке. Кончилось все тем, что я обращался к нему просто "Эй!": "Эй, чуть правее! Эй, подойди, пожалуйста!" Эй...

ГЕН "ЛИМИТЫ"

- ЕГО влияние на меня тоже было скорее чисто человеческим. Повлияло, как видите, отсутствие волос. (Смеется.) Это, я думаю, непосредственно гены.

Еще от него, наверное, - привычка держать все в себе. Он ведь был человеком внешне очень спокойным. Его вроде не волновали все эти события на улицах. Но внутри он умирал от того, что происходит. Я тоже с виду человек непробиваемый: "Как дела?" - "Нормально". И когда папу спрашивали: "Как ты себя чувствуешь?" - он всегда отвечал: "Все хорошо". Но такие вот люди и зарабатывают по три инфаркта.

Потом эта неброскость. Есть талантливые люди, которые очень ярко себя подают. А отец всегда держался скромно.

И наконец, он был абсолютно "чистым экспериментом". Сейчас такое уже невозможно. Изменилась провинция, изменилась Москва, у людей другие возможности. А ведь он приехал из Сормова - и полностью сам себя сделал.

ДЕНИС ОЧЕНЬ ЛЮБИЛ КИНО...

У ЕВСТИГНЕЕВА-МЛАДШЕГО начало было, конечно, другим. И без влияния семьи тут тоже не обошлось.

В детстве Денис очень любил кино. Когда ему было 15 лет, в Москве проходил Международный кинофестиваль. Денис вместе с другим фанатиком кино - Юлием Гусманом - поставили в том году рекорд. У Юлика и Дениса были самодельные таблицы со стрелками - из какого кинотеатра в какой переходить. Денис ухитрился посмотреть за неделю 72 фильма. А Юлий Гусман стал впоследствии директором Дома кино.

У Дениса же не было другого пути, кроме как во ВГИК. Совершенно откровенно он признается, что шансы не поступить сводились для него к нулю. Еще бы - при дедушке, заведующем кафедрой, не говоря уже о папе! Вот только родители отсоветовали идти на режиссуру.

Видимо, прав был отец, да и преподаватели не прогадали, взяв в институт "киношного" отпрыска. Денис Евстигнеев стал вскоре одним из лучших отечественных операторов ("Слуга", "Такси-блюз", "Армавир"), но и тут проявил свой характер. Студентом еще, решив после 30 уйти в режиссуру, себе не изменил. А ведь, согласитесь, рисково: в 31 год бросить профессию, в которой ты уже "дока", и все начать заново. И уж в этой второй своей жизни рассчитывать Евстигнееву-режиссеру действительно приходится только на себя.

... И СНЯЛ

О ЧЕМ ДЕЛАТЬ первый фильм, было ясно. Его героям 30 лет, как и ему. И живут они той же жизнью, что и его друзья, и он сам. И которую, кстати, до него никто еще не пробовал перенести на экран.

- С одной стороны "новые русские"- конечно, варвары, "лимитчики", которые ринулись покорять большие города. У них нет еще идеалов - только эгоизм. Но мне кажется, чем больше будет такого эгоизма, тем лучше. Если каждый из 150 миллионов, которые здесь живут, будет делать свою жизнь, это будет хорошая жизнь вообще. И для меня они - это та новая сила, которая способна двинуть эту страну. Потому что в другие силы здесь я не верю. И про них, про энергичных, хочется снимать, а не про упадок и развал. А "вечные" вопросы они есть и тут. Фильм-то мой в сущности о том, как человек живет - по чувствам или нет. Что он выбирает: потерять деньги или дружбу? Отдать "новую" жизнь за друга или нет?

Критики по-разному оценивают "Лимиту". Как, наверное, по-разному оценят и зрители, которые скоро ее посмотрят. Фильм уже куплен прокатчиками. За право получить его между ними даже шла конкурентная борьба. И неспроста. Больше или меньше нравится картина - сегодня она действительно одна из самых интересных. И новым ярким киноязыком, похожим скорее на язык клипов, и этим чувством времени, увы, давно уже исчезнувшем из нашего кино.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно