Примерное время чтения: 7 минут
702

ИСКУССТВО "ВОИНОВ-ТЕНЕЙ" РОДИЛОСЬ В СРЕДНЕВЕКОВОМ КИТАЕ. Откровения русского ниндзя

"Кем только не называют ниндзя - и убийцами, и шпионами, и черными дьяволами. Это такая чушь, кинематографическая легенда, выдуманная людьми, абсолютно не знающими, кто это такие. Спортивная схватка отличается от киношной, как небо и земля".

Мы сидим в московской квартире Сергея ТРОФИМОВА - руководителя методического центра изучения и развития "Дзиссен кэмпо" ("практика боевого искусства"), единственного русского, прошедшего несколько степеней посвящения в искусство ниндзя "Синоби дзютсу".

"В 1977 году я выступал на закрытом чемпионате г. Москвы по контактному карате и занял второе место. Мне шел 18-й год, и, стоя на пьедестале почета, я не чувствовал особой радости, а, наоборот, ощущал какое-то беспокойство. Когда же сошел на землю, ко мне подошел незнакомый человек, по виду китаец, и спросил: "Хочешь увидеть возможности настоящего боевого искусства? Если тебе интересно, то приходи (он назвал конкретное время и место), я тебе кое-что покажу".

С современного японского языка "ниндзя" переводится как "невидимый", "воин- тень", "соглядатай" или "шпион". Вообще корни этого слова древнекитайские, один из иероглифов можно прочитать как "сердце-дух", "сердце-клинок". А первые упоминания о "воинах-тенях" приходятся, как ни странно, не на Японию, а на средневековый Китай. Уже в XIII веке существовала система подготовки универсального воина, она называлась искусство "Тоо тао". К XVI веку эта система стала достоянием Японии, там она получила название "ниндзя цу".

"КОГДА я пришел на встречу с Ли Сэн Хи (так звали моего будущего наставника), выяснилось, что он работает военным советником, а меня он увидел на одном из ночных шоу-боев. В то время я зарабатывал на жизнь тем, что участвовал в таких "показухах" для партноменклатуры, которая развлекалась по ночам с девочками, с выпивкой и т. д."

В средневековье любой самурай из высшего сословия мог испробовать остроту своего клинка на любом человеке из более низшего сословия - попросту убить, и его за это не судили. Крестьяне не хотели мириться с этим и поэтому стали уходить в горы или в леса, иногда целыми деревнями, и там постепенно вырабатывали новые методы ведения боя. Принципы были такими: если есть в руках оружие - работаешь им, потерял - работаешь телом, когда бессильно тело - включаешь уровень сознания, в случае, если отключается сознание, в ход вступает подсознание или уровень спонтанности. В природе ни одно животное не знает, что такое защита, даже тигр. Он старается всегда уходить от опасности. Но если он встречается со своим врагом на одной тропе, то нападает первым. Эти основы и взяли на вооружение ниндзя.

"МАСТЕР Ли при первой встрече показал несколько внутренних ударов (усилием воли сломал доску), и это меня повергло в шок. Ему в то время было 76 лет, но выглядел он гораздо моложе. Сейчас мне уже не кажется странным, что именно меня, русского человека, китаец стал учить японскому боевому искусству. Но тогда его слова о том, что он хочет передать именно мне свои знания, показались странными".

Ниндзя вели замкнутый образ жизни и селились в укромных местах, зачастую муж и жена не знали, что они принадлежат к одному клану ниндзя. (Таких кланов в Японии было порядка семидесяти.) В лагерях все жители носили хаори (легкую накидку с маской), в минуты опасности они должны были говорить друг с другом измененными голосами. А готовили таких универсальных воинов по системе выживания. Например, чтобы пройти к трапезной, каждый должен был перепрыгнуть через пропасть ими, чтобы напиться воды, спуститься по отвесной скале к роднику.

"Первые 5 - 6 лет мне вообще было непонятно, чем мы занимаемся. Учитель рисовал на земле линию и велел ходить по ней на носочках или подвешивал на нитке кольцо и заставлял раскачивать его усилием воли, прибегнув к помощи ладони. Я выполнял и массу других бессмысленных, с моей точки зрения, упражнений. Но однажды не выдержал и, как это принято на Востоке, стал на одно колено, опустил глаза, положил правую руку к сердцу и спросил: "Наставник, чему вы меня учите?" С моей стороны это была неслыханная дерзость, так как учителю нельзя задавать таких глупых вопросов. Но мастер Ли ответил: "Это и есть практика боевого искусства "Дзиссен кэмпо".

В кланах ниндзя делились по категориям: нындзя-пловец, ниндзя-осведомитель, ниндзя-шпион. Шпионы, кстати, и оставили о себе наиболее яркие воспоминания.

"ЧЕТВЕРТЫЙ обряд посвящения я принимал в Монголии в монастыре Мгуен По. В Москве по прибытии мы с наставником уже доводили до совершенства владение всеми видами оружия - "кобу до". В кино очень часто можно видеть метания ножей или же резкое исчезновение ниндзя. Конечно, в кинематографе много трюков. Но есть и много реальных вещей. Ниндзя действительно могут резко испаряться. Делается это так: одновременно под ноги себе и противнику ниндзя бросает две дымовые гранатки ("томпо"), резко отпрыгивает в сторону и замирает либо в кустах, либо в окопе. Перемещение в пространстве тоже реальная вещь, но не все ниндзя умеют обволакивать себя вакуумом и перемещаться - это удел избранных. В 1987 г. мы с наставником отправились в Китай на один месяц и девять дней. За этот срок день в день сдавались экзамены в современной Академии Боевых Искусств, которая находится в Северном Китае близ развалин известного монастыря "Шаолинь Сэвей". Я сдал все экзамены, но наставник настоял на прохождении специального экзамена на выживание. Мы отправились в Японию.

Не могу сказать, что было страшно, когда я стоял у начала тропы ниндзя, которую должен был пройти в японских горах Кога. Мозг был отключен, так как я должен был слушать голос подсознания, иначе мог попасть в яму-ловушку или нарваться на шальную стрелу. Три поединка при сдаче своего последнего экзамена я провел с лучшими учениками клана "Кога рю" и одолел их, несмотря на то что у них была установка работать со мной на полное поражение. Едва я перевел дух, 33-й патриарх клана бросил мне под ноги "кобу кен" (короткий меч) - это был вызов. Бой был быстротечным, но мне пришлось сначала применить "кудзи" (систему девятизнаковой защиты): во время схватки я входил то в "состояние ветра", то в "состояние воды" и т. д. Выбрав удачный момент, я ударил противника сбоку ребром стопы (у каратистов он называется "йоко гери"). Глава клана был припечатан к скале. На меня тут же набросились его ученики, но он дал команду остановиться, иначе бы они меня убили. У этого мастера было три меча, один из них вместе с талисманом кара, свидетельствующим о принадлежности к конкретному клану ниндзя, он вручил мне перед моим отъездом в Москву.

Сейчас я закончил писать книгу (она так и называется "Дзиссен кэмпо" - истинная практика боевого искусства"), где сформулировал основную мысль восточных единоборств: физическая сила носит грубый, преходящий характер, она уходит вместе с молодостью. Но выработанная культура движений остается до конца жизни".

Записал Владимир ПОЛУПАНОВ.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно