По данным МВД РФ, каждый год у нас в стране фиксируется около 250 случаев людоедства.
"ПОБЕГ из лагеря мы совершили втроем. Наш путь лежал через глухую, безлюдную тайгу. Чтобы добраться до цивилизации, нам необходимо было преодолеть расстояние в 115 км. Запасы продовольствия были на исходе. Каждый из нас себя уже не чуял: усталость, голод и тревога за то, что вот-вот появятся сторожевые псы и разорвут нас в клочья, сделали свое дело. Поздняя осень оставляла нам мало шансов на выживание - подножного корма уже не было. На одном из привалов Альфред с Седым отошли куда-то в сторону. Через несколько минут мертвую таежную тишину разорвал нечеловеческий вопль. К догорающему костру вернулся один Альфред. Не отвечая на вопрос, где Седой, он молча бросил на пенек увесистый кусок мяса, еще сочившийся кровью. Мы молчали. Да и о чем было говорить? Из нас троих Седому просто не повезло..."
Историю эту рассказал мне известный рецидивист по кличке Шепелявый. Подобные случаи не редкость для тех, кто решается на побег. Бывает так, что одного из заключенных обманом или насилием берут с собой в качестве некоей ходячей отбивной. На блатном языке его называют "свиньей". Иногда в качестве такой "свиньи" может оказаться и какой-нибудь случайный турист или житель деревни, мимо которой лежал путь беглецов. В каждой зоне любой зек со стажем может вспомнить немало примеров каннибализма.
К сожалению, случаи каннибализма бывают не только в экстремальных условиях побега из лагеря. Поведение тех же уголовников, бежавших из-под стражи, еще можно как-то объяснить. Но как понять, к примеру, парня из Латвии, избравшего в качестве жертвы подругу своей сожительницы? Полиция при обыске его квартиры обнаружила в кастрюле печень и ночки несчастной. Остальные, филейные, куски были аккуратно разделаны, разложены по целлофановым мешочкам и хранились в морозильной камере холодильника. Как выяснилось потом на следствии, преступник пристрастился к столь экзотической пище во время службы в Анголе.
Ученые-психиатры утверждают, что каннибализм имеет несколько форм проявления.
Первая форма - каннибализм бытовой, который наиболее распространен в наши дни. Недавно в Бразилии в городе Олинда миссионеры обнаружили на одной из пригородных мусорных свалок целые семьи, занимающиеся каннибализмом. На эту свалку городские власти свозили помимо прочего и остатки человеческих органов, удаленных в результате операций. В Бразилии, где впроголодь постоянно живет большое количество людей, каннибализм, как считают местные власти, явление хотя и омерзительное, но вполне объяснимое.
Вторая форма - каннибализм символьный. В незапамятные времена первобытные люди поедали друг друга, веря в то, что органы жертв помогут приобрести ценные качества: ум, силу, ловкость, зоркость. Поневоле вспомнишь песенку В. Высоцкого об отважном капитане Куке, которого постигла сия печальная участь.
"Поведение людоедов имеет, как правило, целый ряд мотивов, - рассказывает психолог Валерий Романов, - где присутствует некая генетическая преемственность поколений. По наследству могут передаваться не только, скажем, цвет глаз или какие-то таланты, но и тяга к людоедству. Так, из материалов по делу Чикатило выяснилось, что его старший брат был съеден родственниками в Сумской области в 1933 году. Возможно, при совершении актов каннибализма в сознании преступника срабатывал некий механизм, проецирующий поведение предков на людоедство. То же самое можно сказать и о Головкине.
К тому же Чикатило и Головкин, относящиеся к разряду каннибалов-символистов, имели серьезные физиологические отклонения. Чикатило, когда он начал свою преступную деятельность, обуревало страстное желание овладеть женщиной. Однако, будучи импотентом, он не мог совершить половой акт. Поэтому, убивая женщин, он поедал их половые органы и таким образом удовлетворял свои сексуальные потребности.
Существует еще один немаловажный мотив, толкающий людей к каннибализму, - голод. Люди, умирающие голодной смертью, становятся невменяемыми и набрасываются на тех, кто слабее. В подобных ситуациях чаще всего жертвами бывают женщины и дети. Человек становится зверем, у которого инстинкт самосохранения берет верх над здравым рассудком".
Картина будет неполной, если не рассказать еще об одной разновидности каннибализма -ритуальной. Племенные вожди, шаманы, колдуны, уповая на тесную связь с небесными силами, приносили в жертву своих соплеменников.
Особое беспокойство вызывают в последнее время сообщения о возникновении различных сект, несущих варварскую пропаганду и призывающих к насилию. События, например, в Киеве вокруг "Белого братства" долгое время держали всех в большом напряжении, и неизвестно, чем бы все закончилось, если бы вовремя не вмешались правоохранительные органы. В прошлом году было совершено убийство трех монахов Оптиной Пустыни. Убийцей оказался некий Аверин. На его тесаке были выбиты магические три сатанинские цифры "666".
Что бы там ни было, но убедить себя в том, что каннибализм - явление, исторически переходящее из эпохи в эпоху, дело трудное. И тем не менее в криминальных сводках появляются все новые леденящие душу факты людоедства. И что самое страшное, любители человечьего мяса, случается, уходят - от наказания, найдя себе убежище в психиатрической больнице. А если их признают психически невменяемыми, то рано или поздно они вновь оказываются на свободе. Может, это не совсем гуманно, но за подобные бесчеловечные деяния преступники заслуживают либо пожизненного заключения, либо высшей меры наказания. В противном случае рано или поздно гуманисты могут оказаться съеденными каннибалами в прямом и переносном смысле этого слова.