ЧЕЧЕНСКАЯ Республика для меня была малой Родиной. И хотя покинула я ее в 50-х годах, каждый раз, когда я подъезжаю к Грозному, у меня бьется сердце. Попала я туда, когда мне был один год, в 1925 г. Отца, математика по профессии, уговорили переехать из благополучного Воронежа в далекую и незнакомую республику, для того чтобы поднять образовательный уровень тамошнего народа. "Подъем знаний" начался с преподавания математики в Комвузе, где учились нацкадры, и начальные знания студентов этого вуза были на уровне 2 х 2 (и то не всегда). Я помню, как радовались отец с мамой (она тоже преподавала), когда из нацкадров выходили учителя, врачи и ученые. Я помню и то, с какой любовью мы, русские девочки, относились к своим чеченским и ингушским подружкам, а они - к нам. Никакой вражды не было и в помине.
Грянула война, но потом наступил 1944 год, когда нас, девчонок, под страхом изгнания из института посадили в "студебекеры" и ночью увезли. Куда? Зачем? Никто не знал. Приехали - и сразу за высокий забор. Потом узнали, что выселяли людей. Через щелочку (хотя нам и запрещали смотреть) мы увидели страшную картину. Женщины с детьми на руках, укрытые клеенчатыми платками, в чувяках (тапочках), шли длинной колонной. Был февраль, холодно, а они, бедолаги, шли в никуда раздетые. Мы не знали, что происходит, потом нам объяснили. Выселили целый народ. А нам приказали собрать в одно место их кукурузу и смотреть за скотом. Что мы и делали.
Мы благодарны тем чеченским парням (сбежавшим от выселения), что не убили нас (20 девчонок плюс преподавательница), но и мы никому не говорили, что каждый вечер видим дымок в одном из домов. Мы и гвоздя не взяли из их имущества. А что же делаете вы, нынешние парни-чеченцы? Почему вы с уважением и почтением относитесь к своим старикам и... ни во что не ставите тех русских стариков, которые в годы войны тушили нефтезаводы после бомбежки?
Мало кто из теперешних жителей Грозного знает и помнит, что их родной город до войны был в основном одноэтажный и состоял из одних "мазанок". Город строили русские, которых сейчас практически насильно выпихнули из республики. Мне непонятно, почему в районах Терека, где жил еще прадед моего мужа, - это бывшие станицы Старогладковская, Щелковская и другие, теперь живут только чеченцы? Почему заводы, которые строились в основном русскими, теперь принадлежат только чеченцам?
Теперь позвольте задать вопросы вам, Сажи Умалатова. Почему вы, выбранная в Верховный Совет от ЧИАССР, "задержались" и осели в Москве в то время, когда тысячи коренных москвичей не имеют жилья?
Мне, русской, выросшей на чеченской земле, больно и обидно, когда весь чеченский народ называют бандитами. Почему вам, Сажи Умалатова, не больно?! Почему вы не ведете борьбу с Дудаевым, а ведете ее с Ельциным? Вы не видели, как горел Грозный в 1942 году после одной бомбежки. А я видела и знаю, как опасно бряцать оружием там, где нефтяные заводы. Так остановите их!!! Езжайте в Грозный и силой своего убеждения остановите кровопролитие. И дочку вашу возьмите туда, может быть, тогда на одну русскую девушку в Грозном украдут меньше.
Вера Ивановна СВЕТЛОВА, бывшая жительница Чечни.