Примерное время чтения: 5 минут
115

УЛУЧШАЕТСЯ ЛИ КАЧЕСТВО НАШИХ ПРОДУКТОВ? Наша колбаса лучше!

ЕСЛИ вы увидите в магазине колбасу с наполнителями из шпината, оливок, ветчины, сыра, пусть вас не вводит в заблуждение иностранная упаковка - это сделано у нас.

Вполне "иностранно" выглядит, например, витрина колбасного отдела магазина на Новом Арбате. Но импорта здесь, по словам директора, не более 20%. Два достижения отечественных производителей - увеличение ассортимента и красивая упаковка - здесь налицо. Да и не только здесь. Сейчас любой самый маленький магазинчик на окраине предложит вам куда более богатый выбор тех же колбас или конфет, печенья, чем несколько лет назад. Правда, здесь у вас больше шансов увидеть потемневшие остовы кур, сморщенные батоны вареной колбасы, заплесневевший сыр - все, что говорит о давно истекших сроках реализации. Это главное, что мы потеряли в качестве продуктов со времен дефицита, когда они просто "не доживали" до окончания срока годности.

Что же касается непосредственно качества привычных нам продуктов, то оно или осталось на прежнем уровне, или даже "съехало".

К таким выводам мы пришли вместе со специалистами Росстандарта, Госторгинспекции, Конфедерации обществ защиты прав потребителей, директорами, продавцами и покупателями нескольких московских магазинов. Ко всем я обращалась с одним вопросом: "Как повлияла (и повлияла ли?) конкуренция иностранных продуктов на качество отечественных?"

Прежде чем высказать свои соображения о качестве, специалисты уточняли: импортные продукты, в большинстве своем, никакие не конкуренты отечественным. Если исключить небольшое количество действительно высококачественных, например, колбас (они преимущественно из мяса и стоят от 50 тыс. руб. за 1 кг и выше), то импортные колбасы, ветчина для массового потребителя заведомо проигрывают отечественным. Наши, как предписывают ГОСТы, делают колбасу все-таки из мяса - пусть из грязного, с Обрывками бумажной упаковки, с несоблюдением технологии и рецептуры. Недовложение мяса (кто же уйдет с комбината с пустыми руками") у нас компенсируют избытком воды и соли в вареной колбасе. А в итоге - "вкус, знакомый с детства". Импортная же, приготовленная по всем правилам, тем не менее в большом количестве содержит растительный белок, консерванты и т. д. Все это может быть безопасно для здоровья, но для нашего вкуса - непривычно. Да и приятнее есть продукт, который, как уверяют продавцы, "только что получили" с фабрики или комбината, а не то, что уже год лежало и еще столько же будет годным к употреблению. Продавцы всех - и дорогих, и обычных - магазинов, где я побывала, были единодушны: наши продукты берут больше и охотнее.

В большинстве своем наш покупатель не может регулировать рынок - у него нет денег, чтобы осуществить свое право на выбор по качеству. Он выбирает не то, что лучше, а то, что дешевле. И если цена устраивает, не очень интересуется даже сроком годности. Чем безбожно пользуются в магазинах. За 9 месяцев этого года Госторгинспекция забраковала куда больше продуктов, чем за то же время в прошлом году. В первую очередь из-за истекшего срока хранения. Если в прошлом году забраковали мяса птицы 13,7%, то в нынешнем - уже 21,4%, мясных консервов, соответственно, - 29,7 (36,5), колбасы - 10,7 (21), мяса - 9,7 (15,1) и т. д.

Кстати, в этом случае покупатель - независимо от состояния кошелька - вполне мог бы повлиять на качество продукта. Если у вас вызывает сомнение его свежесть, вы вправе потребовать сертификат качества. Не дают? Требуйте жалобную книгу (они, оказывается, существуют), обращайтесь в торгинспекцию, санэпидстанцию: жалоба в книге или в контролирующую организацию грозит магазину наказанием от штрафа до деприватизации. И тогда трудовой коллектив уже не имеет права участвовать в аукционе по его продаже. Конечно, нам, спешащим, замотанным, совсем не хочется воспитывать торговлю - скорее бы домой. Но если не мы - то кто же?

Пока же, как рассказала работница одного обычного магазина на окраине Москвы, они моют раствором стирального порошка осклизлые батоны колбасы, обтирают - и на прилавок. А если поступит свежая - она будет ждать, пока не продадут предыдущую партию.

И все же сказать, что конкуренции совсем нет, нельзя. Но не с иностранцами. Весьма вкусную и качественную продукцию выпускают сегодня небольшие частные цехи и - маленькими партиями - крупные комбинаты. Она рассчитана на тех, кто может за нее заплатить. Так что продают у нас и сметану, в которой ложка стоит, и вкусную докторскую колбасу (маленькие батоны) того же Черкизовского комбината, который массово делает невкусную (большие батоны)... Но сегодня этого всего немного, для тех, кто уже может реализовать свое право на выбор товара по качеству. На качестве же массовой продукции конкуренция только тогда скажется, когда массовый покупатель сможет материально поддержать тех, кто делает хороший товар. Пока он этого сделать не может.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно