На днях главному редактору "АиФ" прислал письмо Ю. Н. Григорович с настойчивым пожеланием его опубликовать. Что мы и делаем.
Главному редактору газеты "Аргументы и факты", ее читателям Г-н Старков!
Вы опубликовали заметку "Новая постановка Григоровича - забастовка" ("АиФ", М 50). Очевидно, не отличаясь ни высокой культурой, ни вежливостью, ваш корреспондент, однако, мог бы быть более профессионален по части фактов. Имею сказать Вам, что никогда не был знаком с г-ном Жириновским и известная акция протеста происходила безотносительно к его приходу в Большой театр как зрителя. В том нет ничего необычного, у нас каждый день появляются в зале депутаты Государственной Думы, политики, члены правительства. Другое дело, что ни один из них так и не соизволил встретиться с труппой, прийти за кулисы, по возможности разобраться в конфликтных и сложных событиях последнего времени. Увы, они, а также репортеры, пользуются "информированными источниками" (как правило, не открывая их, хотя людям театра эти источники хорошо известны).
Что касается моего пребывания за кулисами во время акции протеста, то тут опять-таки ничего удивительного нет - я всегда там, где моя труппа, мы вместе уже тридцать лет. Между нами взаимопонимание и крепкое партнерство. Вот стиль наших отношений, и глупо думать, а тем более писать, что с помощью артистов защищаю личные интересы. Мои личные интересы и интересы труппы во многом схожи. О том свидетельствует доверие, мне труппой оказанное и недавно вновь подтвержденное.
И последнее. Ваша корреспондентка перешла допустимые границы вымысла, написав, что мы с Жириновским были "навеселе". Видимо, сама Мурзина была сильно навеселе в момент сочинения ее пошлой заметки, если в одном месте пишет о том, что я спасаю свое руководящее кресло, а чуть ниже о том, что я же давно подал заявление о добровольном уходе из Большого.
Рекомендую впредь более осмотрительно браться за перо, дабы не вступать в противоречие с Законом.
Юрий ГРИГОРОВИЧ, главный балетмейстер Большого театра России, профессор 20 декабря 1994 г.
В комментариях, на наш взгляд, текст нуждается. Тем более что на днях Юрий Николаевич выступил с телеэкрана, в программе "Час пик", подтвердив свои незыблемые позиции.
А ПОЗИЦИИ его заключаются исключительно в скромном признании собственного неприкосновенного места. Не только в истории балета (которое он и так заслуженно имеет, досадно лишь, что на склоне лет так его сам себе подпортил), но и в стенах Большого - в балетмейстерском кресле. Снова ни слова о творчестве. Ни слова о планах, о будущих постановках: а ведь за 12 лет ни одного собственного оригинального спектакля - неприлично как-то!
Глух остался главный балетмейстер Большого и к голосу народа, прозвучавшему по телефону. В студию позвонила женщина и призывала уважаемого классика дать дорогу молодым и разжать наконец руки, судорожно вцепившиеся в руководящее кресло. Куда там! Классик, не моргнув, сослался на других классиков - на того же Петипа, и даже (чего уж мелочиться!) на Леонардо и Микеланджело, которые творили чуть ли не до ста лет. Вот именно - творили: у Петипа свыше 60 балетов. И служил он, между прочим, по контракту! Так что, не поставив оригинального балета не то чтобы в течение 12 сезонов, а даже и одного, выплатил бы неустойку. Или контракт его был бы расторгнут. Но он неустойки не платил. Потому что балеты ставил. И хорошо. Иначе сегодня Юрию Николаевичу, один за другим "перелицовывающему" его творения, совсем бы нечем было наготу творческую прикрыть.
Правда, разъезжая по заграницам, можно не только творчества, но и учеников лишиться: во время последних гастролей в США там остались 10 солистов из его распавшейся студии "Григорович- балет".
Объявился у Григоровича и еще один защитник - министр культуры. На первое заседание коллегии, против состава которой так протестовал Е. Сидоров, по его призыву не явились в итоге ни Архипова, ни Антонова, ни Рождественский, ни Васильев. Зато пришли Лазарев, Григорович, Соткилава и Образцова.
Надо сказать, что и министр культуры неспроста лелеет свой интерес - его невестка служит в Большом, и аккурат в балете! А сын буклет издает о Большом, он директор коммерческого агентства. Вот министр и возмечтал теперь стать, по слухам, ни много ни мало "куратором" сразу двух бывших императорских театров, Большого и Мариинского.
В общем, конца-края этой истории не видно. Зато реконструкцию здания Большого решено завершить к 2000 году. Авось, к тому времени и конфликт будет разрешен. Вопрос только - в чью пользу?