СИТУАЦИЮ вокруг репертуарной политики Большого театра комментирует художественный руководитель балета ГАБТа Алексей ФАДЕЕЧЕВ.
- Сначала хочу дать оценку всего происходящего. Я поблагодарил лично Владимира Васильева и хочу еще раз выразить ему свою признательность за сотрудничество, несмотря на различия наших взглядов по многим вопросам. Я, как все разумные люди в нашей стране, возмущен формой увольнения Васильева с поста генерального директора ГАБТа. Объяснения из уст министра культуры о невозможности найти Васильева, чтобы сообщить о принципиально важном для него решении, звучат, по меньшей мере, неубедительно, и вообще такие объяснения несолидны для высокопоставленного государственного чиновника. Я не могу поверить, что министр культуры не смог грамотно воспользоваться современными средствами связи, чтобы найти Васильева, хотя сам предложил труппе балета держать связь с новым художественным руководителем театра по Интернету. За что, по меткому выражению артистов, г-н Рождественский был прозван "виртуальным худруком". Ну и, конечно, теми просто "стахановскими сроками", в которые было принято это решение. Причем врасплох застали не только нас, уже работающих в Большом театре, но и нового генерального директора Рождественского. В своей речи на открытии сезона на вопрос о его планах Геннадий Николаевич ответил: "Мысли есть, но они должны отстояться!" Ну и как долго нам оставаться в состоянии "отстоя"?
Коротко о планах на сезон и поездках. Весной 2001 г. балет Большого должен выехать на гастроли в Египет, летом 2001 г.- в Лондон, зимой - в Китай. Запланированные постановки на сезоны 2000/2001 и 2001/2002 гг., среди которых новая редакция балета "Корсар", премьера балета "Сильвия" Алексея Ратманского, новая редакция балета "Спящая красавица", премьера балета "Принц Пагод" Бена Стивенсона, балет Джорджа Баланчина "Бугаку", отменены. Последствия принятых решений - пустота репертуара, срыв гастролей, подрыв репутации театра. Мы не хотим отмены наших гастрольных контрактов, и лучший пример в этом подает сам Геннадий Николаевич Рождественский, не отменивший ни одного из своих многочисленных контрактов, и, как радостно он нам сообщил, в ближайшие три года мы будем видеть его нечасто. Хотя, между прочим, именно за это был уволен тем же Швыдким Евгений Светланов.
Геннадий Николаевич поставлен в неловкое положение перед артистами и общественностью. В истории Большого замена названия, а еще пуще - отмена спектакля приравнивалась к ЧП. Если считать Большой театр государством в государстве, то нам впору объявлять чрезвычайное положение - "Иван Сусанин" заменен на "Бориса Годунова", "Лебединое озеро" на "Бориса Годунова". "Анюта" снималась и ставилась в репертуар три раза за два дня. Иначе как стихийным бедствием я это назвать не могу.
Выбранные для снятия с репертуара спектакли не имеют никакой логической основы. Например, сняты "Травиата" Верди, "Лебединое озеро" Чайковского, "Анюта" Гаврилина, многострадальная "Дочь фараона" Пуни. Главный аргумент - плохая музыка. Но если к Цезарю Пуни еще можно придраться, то что уважаемый маэстро скажет о Чайковском, Верди и Гаврилине. Значит, дело не в музыке, а в постановке. Опять не сходится, потому что г-н Рождественский последние 18 лет не посещал Большой театр и не видел ни одного спектакля. Значит, кто-то "зло" посоветовал или приказал, иначе можно говорить только о некомпетентности и непрофессионализме нового художественного руководителя театра!
Еще раз повторю, что г-н Рождественский находится в крайне неловкой ситуации, и ответственен за этот конфуз министр культуры г-н Швыдкой. Приведу цитату, с которой Михаил Ефимович начал свое выступление на встрече с труппой балета: "Я ничего не понимаю в балете, и мне как-то стыдно об этом говорить".
Господа, доколе нами будут руководить люди, которые, по их же собственному мнению, не разбираются в том, чем они руководят?