Примерное время чтения: 3 минуты
1072

8 ЛЕТ ПОСЛЕ УНИКАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ. Свое чужое сердце

Это сейчас, когда в СССР и России осуществлена 81 пересадка сердца, такие операции стали делом обычным. А вот у хирургов, которые собрались в операционной 12 марта 1987 г., были все основания нервничать. В результате предыдущей попытки реципиент, то есть тот, кому пересаживают чужой орган, прожил 4 дня и скончался от почечной недостаточности. К счастью, новая попытка окончилась успешно.

ИМЯ погибшего в результате несчастного случая донора кануло в Лету, а вот про получившую его сердце 27-летнюю Александру Шалькову в то время писали все газеты. В 25 лет у нее развилась дилатационная кардиомиопатия, весьма таинственная болезнь, из-за которой расширяются все полости сердца и оно не в состоянии гонять кровь по организму. Когда Шуру привезли в Москву (она жила на Севере, в селе под Нарьян-Маром, и работала в пекарне), она уже не могла ходить. Операцию делал академик Валерий Шумаков, директор НИИ трансплантологии и искусственных органов, руки которого, кстати, пересадили 59 сердец.

Операция по пересадке сердца, пожалуй, самая сложная в современной хирургии, проходит примерно так: в одной операционной лежит донор, в другой - реципиент. Операции начинаются одновременно, и все их этапы синхронизированы с тем, чтобы забор сердца у обоих происходил одновременно. Сердце до трех часов живет вне организма. А переносит его от донора к реципиенту хирургическая сестра в обыкновенной кастрюле со льдом.

К операции готовились почти как к полету на Луну, все действия были многократно отрепетированы на животных и на трупах. И все равно волновались страшно. Зато когда на следующий день Шура пришла в себя, в ее груди билось уже чужое сердце.

Человек с пересаженным сердцем всю жизнь обречен прожить под пристальным вниманием врачей. Он обязан принимать иммуносупрессанты - препараты, подавляющие отторжение тканей. Сердце-то, хоть и стучит у него с левой стороны, все- таки чужое и своим никогда не станет. В первый год после операции Александре часто делали биопсию сердца. Эта малоприятная процедура состоит в том, что внутрь пересаженного сердца через вену вводятся миниатюрные щипчики-кусачки, которыми отщипывается кусочек ткани для исследования. Другого способа заблаговременно узнать, не начался ли процесс отторжения, пока нет.

Сейчас Александре жить стало попроще, но все равно раз в три месяца - капитальный осмотр, всесторонние исследования крови. И за 8 лет, тьфу-тьфу-тьфу, кроме простуд - никаких тревожных симптомов.

Ныне Александра Шалькова живет в Москве. 2 года назад она, первенец отечественной трансплантологии, вышла замуж за водителя Николая Просвирнина. Детей пока нет, хотя профессор Шумаков, с которым Александра советуется во всех жизненно важных ситуациях, не видит к тому никаких препятствий. А она не спешит, и в этом, возможно, заключается самое большое достижение врачей- трансплантологов. Ну куда торопиться, если впереди еще вся жизнь?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно