Примерное время чтения: 6 минут
195

ЗАБЕГ НА ОДНОЙ НОГЕ. На марафоне - с протезом

Эта молодая симпатичная женщина очень любила модельные туфли. "Девчонки надо мной подтрунивали, - вспоминает Татьяна КУЗНЕЦОВА. - Ты хоть в туалет можешь сходить не на шпильках? Представляете, какая для меня это была трагедия - перед свадьбой потерять ногу до бедра? Да к тому же все лицо изуродовано. Пережить такой стресс двадцатилетней девчонке было очень тяжело. Некоторые мне так и говорили - калека. Поэтому я решила на всем поставить крест и уехала туда, где меня никто не знал, - в небольшой городок под Челябинском - Коркино. Даже жених не знал, где я".

- Ну крест, слава Богу, вы на себе не поставили.

- Я очень медленно отходила от пережитого. Только лицо восстанавливали более трех лет. А с ногой пришлось промаяться еще больше. Дело в том, что по собесовским и медицинским нормам протез устанавливают на два года со сроком гарантии 6 месяцев, а я через два-три месяца после его установки приезжала в ортопедическую клинику с разбитым протезом - так мне хотелось научиться ходить. И по 8 - 9 месяцев лежала и ждала своей участи. Мне даже предлагали отрезать ногу выше - мол, тогда найдем подходящий протез...

И вот после очередной поломки мне заявили: видимо, делать тебе не хрена, все в Москву в стационар ездишь - кашу государственную есть. Дошло до того, что удумали меня в "психушку" упечь. Специально для этого вызвали команду психиатров. Хорошо, что меня добрые люди предупредили - будет осмотр под видом практики студентов, но это все сделано для того, чтобы тебя убрать.

Слава Богу, председатель комиссии оказался порядочным. Выслушал и говорит: "Ну что вы делаете! Это же совершенно нормальный человек".

Водитель, отвозивший Татьяну в гостиницу, не мог поверить нам, что ходит она фактически на одной ноге. Специалисты оценивают ее динамику ходьбы в 90% от нормальной. Хотя предел в таких ситуациях процентов 50.

- Таня, а если к вам молодые люди подходят познакомиться, как вы себя ведете?

- Сначала очень комплексовала, от знакомств уходила. Когда лежала в Институте красоты, встретилась с человеком, и у нас завязался роман. Но его родители (особенно мать) все сделали, чтобы мы не смогли жить вместе.

Однако это не значит, что я совсем одна. Ну а если ко мне подходят познакомиться на улице, я говорю, что у девушки ножка болит. -А что такое? - удивляются они. - Да, мол, протез только что сломался... Почти все ухажеры сразу ретируются.

- Вы научились ходить, почти как все. Но ваше решение побежать фактически на одной ноге 42 километра... Зачем вам это?

- Я хотела и должна была (иначе бы меня просто сломали) вырваться из этого порочного круга. Поэтому начала тренироваться и пробежала вначале 10 км на Московском марафоне мира.

Здесь я и познакомилась с американцем Ричардом Траумом, президентом нью-йоркского клуба инвалидов "Ахиллес Трек Клаб". Он пригласил меня на нью-йоркский марафон инвалидов. К тому же мне обещали за полный пробег марафонской дистанции (42 км 195 м) предоставить хороший протез.

- А что, отечественные совсем никуда не годятся?

- Марафон-то я бежала на нашем. Мне удалось найти специалистов, которые помогли. В космическом НПО "Энергия" из подмосковного Калининграда для меня специально создали протез. И вот теперь я "пристегнута" к космосу.

- В любой другой стране о вас писали бы книги, снимали фильмы. Вы были бы всенародной героиней...

- Да уж, героиня. В Коркино через немалые трудности мне удалось выбить квартиру, правда, на краю города. Да и на том спасибо добрым людям. И за "Запорожец" тоже. Хотя он сейчас не на ходу, и в Челябинск, где учусь и тренируюсь, приходится ездить на рейсовом автобусе за 40 км.

К тому же наша отечественная книга рекордов - "Диво" меня "прославила": вместо того, чтобы зафиксировать мое достижение 25 миль за 9 часов, напечатала 25 км, что почти в два раза меньше.

Вот и приходится все время стоять за себя. Жизнь меня сделала волком-одиночкой. И времени на уныние и отчаяние у меня нет.

Кстати, за рубежом тоже очень многое напоказ. На прошлогоднем нью-йоркском марафоне последней марафонскую дистанцию за 27 часов одолела представительница Южной Африки. Так о ней действительно шумели. Посчитали, что чем дольше бежишь, тем ты мужественнее. Но о том, что ее забирали с дистанции и она по нескольку часов отдыхала в отеле, никто не говорит. Я же в таком темпе могла бы пройти трассу с улыбкой.

- Почему же вы оказались фактически "незаметной"?

- Наверное, очень быстро пробежала (смеется). Да к тому же мало кто замечает, что я на протезе. И знаете, что меня поразило больше всего? При всей отличной организации марафона машины "скорой помощи" приезжали к нуждающимся минут через 15 - 20. А в аптечках у медиков были только бинты и никаких тебе лекарств, пластырей, аэрозолей. А мне же ножку мою обрабатывать надо. Какой бы хороший протез ни был, он же натирает, сбивает в кровь. Поэтому на остановках я потеряла 3 часа 20 минут. И свой рекорд не превысила.

- С вами бежал и кто-то из соотечественников?

- Да, москвичка Мэри Бушуева, ей 48 лет, у нее тоже протез бедра. Она пробежала марафон за 20 часов. А всего из 260 стартовавших инвалидов к финишу пришли 196 человек, причем большинство из них или колясочники (которые не бегут, а едут), или на костылях, что, по-моему, тоже легче. А таких, как мы, на протезах, фактически не было.

- Вы учитесь в Челябинском институте физкультуры и спорта. Кого будете тренировать?

- Учусь на кафедре спортивной медицины. Если буду тренировать инвалидов, моим главным девизом будет - никогда не отчаиваться и душой "не сесть на пятку".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно