Когда спорят, будут или нет отменять выборы в России, знающие люди усмехаются. Зачем их отменять, если ими можно управлять? На просторах России и СНГ ныне опробуются самые разные модели сохранения власти: от роспуска парламентов и референдумов о продлении полномочий до создания преданных себе избирательных комиссий и даже лишних бюллетеней.
ЕСЛИ выборы - это перманентно повторяющаяся регистрация брака народа и власти, то речь, безусловно, идет о браке по расчету. Сама процедура скучна и сугубо формальна. Как и при любой регистрации, куда любопытнее самого акта то, что происходит до и после. И в этом смысле прошедшие два тура - 5 и 18 марта - татарстанских выборов могут стать (если уже не стали) - своеобразной моделью для российского - или любого другого - правительства. Бесхитростным открытым уроком на тему: "Как сохранить власть?".
Из 130 кресел в новом парламенте Татарстана 55 досталось главам администраций городов и районов и их заместителям, 28 - руководителям предприятий, организаций и колхозов, 12 - представителям аппарата президента, кабинета министров и бывшего Верховного Совета. Итого 95 дисциплинированных товарищей одной, так сказать, группы крови и коренной, в подавляющем количестве случаев, национальности. Коммунистов, возврата которых так боялись, оказалось в Госсовете всего четверо, а националов и демократов - поровну, то есть по одному. В качестве, надо полагать, говорящих сувениров на память о бурном политическом прошлом...
Во многом представителям "партии власти" помог Закон о выборах: татарстанский, в отличие от федерального, не только не исключает, но как бы и предполагает совмещение постов для руководителей исполнительной власти. Вот и рванула вся аппаратная рать за символом народной любви, предварительно твердой рукой мобилизовав подчиненных.
Всем нашлось дело. Барышни в домоуправлениях собирали со всех посетителей подписи в поддержку "своих" кандидатов. Учителя ходили по квартирам учеников, разъясняя родителям в контексте близких экзаменов, за кого надо голосовать. "Своим" людям в избирательных комиссиях кое-где предварительно раздали уже и списки будущих депутатов.
Не менее интересно финансирование. Вовремя - то есть до выборов - выделенные для этой цели бюджетные деньги в Центризбирком не поступили, счета кандидатов в депутаты Госсовета открыты не были. Многие главы администраций не стали делать из этого проблему и потрясли подопечных коммерсантов на предмет лишних миллиончиков: демократия требует, понимаете. Сами руководители где-то за месяц до выборов стали вдруг очень открытыми, щедрыми на посулы и охочими до встреч с народом.
Наблюдатели (в том числе депутаты Госдумы) отметили, что какого-либо серьезного контроля за деятельностью комиссий не было. Основные претензии - покрытая мраком неизвестности процедура подсчета голосов. На избирательных участках NN 153, 143, 142, 130 и многих других наблюдателей к этому действу и вовсе не подпустили, никаких цифр по итогам не дали. Протоколы, отправленные из избирательных участков NN 181, 185, 188 и некоторых других в окружные комиссии, исчезли среди ночной Казани и появились на месте только спустя несколько часов. И так далее. Всего в Центризбиркоме оказалось 120 жалоб, повествующих о различных нарушениях в ходе избирательной кампании.
А когда с выборами, казалось, было уже все покончено, в ящике стола нашли 102 чистых непогашенных бюллетеня по 11 - му избирательному округу в Казанский горсовет.
Кстати, по иронии судьбы фамилия единственного, оказавшегося в республиканском парламенте представителя демократического блока - Осколок.
Надо полагать, федерация в декабре окажется не глупее своей части?
Казань