У нас новый кризис. На этот раз предвыборный. "Яблоку" и "Державе" отказали в регистрации.
С РУЦКИМ случилось следующее. В последний момент выяснилось, что примерно треть из его кандидатов шагать в будущее вместе с "Державой" не хочет. Причем шестеро из них входили в региональных списках в первые тройки. То есть именно под их фамилиями и авторитетами ставили подписи избиратели.
Кроме этого, в Центризбиркоме обнаружились заявления от кандидатов Т. Е. Кондрацкой (г. Томск) и В. Д. Гончарова (главы сергиевопосадской администрации Подмосковья) о том, что в "державные" ревизские сказки их вписали не просто без согласия, но и вообще не предупредив. (Злые языки утверждают, что г-на Гончарова на днях вызывал к себе губернатор подмосковный Тяжлов. Причем входил он в кабинет пламенным борцом, а выйдя, написал заявление в Центризбирком.)
С "Яблоком" - похожая история, правда, не в таких масштабах. Сначала выяснилось, что из их списка отказываются участвовать в выборах 15 человек, потом 13. Затем - новое известие: шесть из них вовсе не отказываются, и в Центризбиркоме откуда ни возьмись обнаружились их заявления. После этого не стало хватать анкет. Дальше - больше... В общем, в официальном отказе вместо всех ссылок на Закон "О выборах" можно было бы написать просто: "Чтобы другим неповадно было морочить Центризбиркому голову".
Тем более, что в Законе как раз черным по белому написано, что кандидаты из списков выбывать могут, и нет ни слова о том, что они при этом должны объяснять причины, почему отказываются участвовать в выборах.
В чем-то Центризбирком понять можно. Вся эта канитель выглядит куда как странно. В самом деле, заявления и анкеты - не бог весть какие документы. Значит, несколько сот тысяч подписей избирателей собрать сумели, а собственных кандидатов не сподобились организовать на аккуратное делопроизводство? А как они в таком случае собираются управляться со страной?
Кстати, обвальное нежелание идти в слуги народа покосило ряды не только Руцкого и Явлинского. Из "Их Дома" в последний момент съехало около 40 человек, от Рыбкина "уплыли" 80. Тем не менее эти объединения зарегистрировали.
Впрочем, и сам Н. Рябов, председатель Центризбиркома, признает, что его комиссия "не стоит на букве закона абсолютно", а "учитывает обстоятельства".
К обстоятельствам перед выборами все приспосабливаются азартно. Торгуются, как на базаре в хороший день.
Александр Руцкой, уж на что бескомпромиссная репутация, и тот готов проявить лояльность. Легко, как пешками, жертвует десятками тысяч избирательских автографов. Недействительны 11,7% - больше 30 тыс. подписей? Бог с ними! В других объединениях от 3 до 18% поддельных росчерков. Руцкой согласен отказаться и от подписей, что собраны в тех шести регионах, где "мертвые души" оказались в первых тройках (36 тыс.). Арифметика удовлетворяет: подписей у "Державы" еще остается предостаточно.
Григорий Явлинский, напротив, ни на какие консенсусы принципиально не идет. Несмотря на то, что по стране в поддержку его блока объявлен всенародный траур. Несмотря на то, что его утешают лично советники Президента. Несмотря на то, что даже сам Рябов вроде бы согласен замять конфуз без суда. Не тут-то было!