Примерное время чтения: 4 минуты
679

ПОСЛЕ ДВУХ ПОЛЕТОВ В КОСМОС САВИЦКАЯ РОДИЛА СЫНА. Почему разогнали космонавток

В одном из прошлых номеров было опубликовано интервью с Еленой Кондаковой. Сегодня мы предоставляем слово ее коллеге Светлане САВИЦКОЙ. Она высказывает свое мнение.

- Каковы ваши взаимоотношения с Еленой Кондаковой, только что вернувшейся из космоса?

- Она жена одного из наших космонавтов Валерия Рюмина, бывшего зам. генерального директора НПО "Энергия". Но ни для НПО, ни для людей он никогда ничего не делал. Тем не менее влияние на генерального конструктора НПО "Энергия" Семенова Рюмин имел. Естественно, мы не могли не знать, что у него молодая жена.

- Они поженились, когда она готовилась к полету?

- Нет. Она была инженером в Центре управления полетом. Потом у них родилась дочь. И уже после этого у Кондаковой появилось желание стать космонавтом. И прежде чем ввести ее в отряд, было предпринято все, чтобы разогнать тех женщин из отряда космонавтов, которые там были.

- Но над Рюминым в "Энергии" стоит Семенов. Он что, не контролирует ситуацию?

- Как раз при Семенове и стал возможным разгон женского отряда. Такого генерального конструктора, который бы так не любил своих испытателей, я никогда не встречала. У него аллергия на космонавтов. До него отрядом руководили такие колоссы, как Королев, Мишин, Глушко. То, что в отряд в 1985 г. были набраны женщины, - исключительно заслуга Глушко.

- И что же, ничего для женщин-космонавтов нельзя было сделать?

- Начиная с 1988 г. я хотела осуществлять женскую программу на длительные полеты (сама-то я летала на 12 дней). Себя я в полет не предлагала. Но все заканчивалось тем, что Рюмин считал, будто нецелесообразно планировать полеты женщин. И только тогда, когда его супруге захотелось летать, это стало организовываться.

- Но все-таки женская программа пошла?

- Но ведь сначала-то всех разогнали! Мы знаем, как это делается. Я отношусь к врачам с большим уважением, но всегда есть допуск, когда можно пропустить, а можно и "забраковать". Я не хочу сказать, что врачи купленные, но если медикам за прохождение у них медкомиссии НПО "Энергия" платит деньги, естественно, они будут зависимыми и от Рюмина. И на что-то можно закрыть глаза. Обычно даже насморк перед полетом - это повод к тому, что человек не полетит. В случае с Кондаковой закрыли глаза на более солидные вещи. И еще врачам хотелось, чтобы слетал "их человек" Валерий Поляков.

В отряде было 4 или 5 женщин. Одна из них, здоровая, как лошадь, прошла бы любую комиссию. И вдруг всех из отряда выводят. А через год вдруг образуется женская программа.

- Вы все напираете на то, что она полетела благодаря мужу. А сама-то вы - генеральская дочь.

- Не генеральская, а маршальская! Я всегда понимала, что это моя болевая точка. Когда я пришла в отряд космонавтов, то имела уже такую профессиональную подготовку, которой не было у многих мужчин. Я была абсолютной чемпионкой мира по высшему пилотажу (зарубежным судьям все равно, чья ты дочь), была летчиком-испытателем и работала в двух солидных фирмах. Такой подготовки у женщин не было.

- Что вы думаете о дальнейшей судьбе для женщин космонавтов?

- Планирование таких программ должно строиться не под конкретного человека, а под идею научного эксперимента. А сейчас эта программа закончилась и фактически дорога в космос для женщин опять закрыта.

- Если можно, немного о ваших близких, семье.

- Мой муж был летчиком-испытателем, в космос никогда не собирался лететь. Попал в авиакатастрофу, чудом остался жив: склеили по кусочкам. Сын у меня появился в 1986 г., после второго полета.

- Вы, говорят, любите шить и готовите хорошо? Вообще есть ли у вас хобби?

- Шить я умею. Хорошо ли готовлю? Что надо, то и готовлю. Хрусталь не собираю, но против книг устоять не могу. Могу дрова пилить, машину водить. Много чего умею, поэтому давайте не будем о том, что люблю, какие грибы ем... Летчик, а особенно космонавт, всему обучен. А если чего-то не знает, возьмет книгу и сделает все как надо.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно