В поисках денег для все возрастающих государственных расходов - прежде всего на войну в Чечне, на содержание армии и непомерно разбухшего аппарата высокооплачиваемых чиновников - Министерство финансов разворачивает широкомасштабную игру в ГКО - государственные краткосрочные обязательства. С этого года в нее втягиваются не только профессиональные финансовые игроки - биржи, коммерческие банки, брокерские конторы, но и широкие слои населения.
Правительства многих стран покрывают дефицит госбюджета за счет выпуска ценных бумаг. Но есть предел, за которым ситуация может стать неуправляемой. По мнению ряда специалистов, мы уже подходим к этой черте. Предлагаем два суждения о ситуации на рынке ГКО.
ВЕРСИЯ МИНФИНА
Спи спокойно, дорогой вкладчик
Андрей КАЗЬМИН, заместитель министра финансов РФ:
В ЭТОМ году правительство решительно отказалось покрывать бюджетный дефицит за счет печатного станка и перешло к использованию неинфляционных источников. Таких основных источников два. Первый - привлечение свободных средств с финансового рынка за счет выпуска государственных ценных бумаг. Второй - внешние заимствования. В основном это кредит Международного валютного фонда. Ключевым, конечно, остается внутренний источник - развитие рынка государственных ценных бумаг. За счет него должно быть покрыто около половины дефицита государственного бюджета, что составляет свыше 30 трлн. рублей, В том числе около 15 трлн. рублей намечено получить за счет размещения государственных краткосрочных облигаций - ГКО.
Количество государственных ценных бумаг или, точнее, объем эмиссии будет зависеть от инфляционной обстановки в стране. При снижении инфляции доходность вложений в ГКО также снижается. Например, если в январе она составляла более 300% годовых, то на очередном аукционе в конце марта доходность снизилась до 139%. Конечно, теоретически уменьшение доходности по ГКО может привести к сокращению объемов их размещения. Но это произойдет лишь в том случае, если система реализации останется застывшей, не будет привлечения на рынок новых участников.
Сейчас ГКО продаются только в Москве. На очереди торговые площадки в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге.
К системе ГКО должны быть подключены и мелкие инвесторы - граждане России. Население располагает немалыми средствами. Уже неоднократно приводилась цифра: на руках у граждан более 20 млрд. долларов наличной валюты. Конечно, люди держат валютные сбережения для каких-то чрезвычайно серьезных обстоятельств, как говорится, "на черный день". Нам предстоит убедить граждан России на практике, что ГКО - это серьезно и что рубль может стать крепкой, надежной валютой.
Конечно, пока большинству коммерческих банков не очень интересно заниматься мелкими инвесторами. Здесь свое слово должны сказать крупные банки с разветвленной сетью филиалов. И в первую очередь Сбербанк. Такая работа сейчас проводится, и мы надеемся, что система ГКО позволит нашему населению вкладывать свои сбережения в абсолютно гарантированные, высокодоходные, надежные государственные бумаги. Государство не будет предлагать баснословных процентов, как это делают финансовые жулики, но доходы от ГКО позволят гражданам сберечь вклады от инфляции. Доходность должна быть привлекательной, но не запредельной.
Некоторые скептики, да и средства массовой информации упрекают нас в том, что мы строим денежную "пирамиду" и тем самым увеличиваем внутренний долг. Но это нормальная практика. В любой стране финансирование бюджетных потребностей осуществляется в том числе и за счет государственных заимствований. Так что вполне можно говорить о наличии долговой "пирамиды" в любой стране с развитой экономикой.
Такая "пирамида" не представляет опасности, поскольку государство берет в долг, имея под это солидную базу в виде налоговых поступлений и других доходов. Если проводится разумная финансовая политика, то долговая "пирамида" никогда не перерастет в ценовую, на чем построены "пирамиды" финансовых мошенников, когда постоянно повышаются ценовые котировки, а каждый последующий заем обходится дороже предыдущего. К тому же законодательно определен предельный размер государственного внутреннего долга на 1995 г. - 155 трлн. рублей. Это означает, что правительство не может взять в долг больше указанной суммы, которая составляет меньше годового объема доходных поступлений федерального бюджета. Кстати, данный показатель гораздо ниже аналогичного в других странах.
Записал Валерий ВИРКУНЕН
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
В погоне за Мавроди
КАК видим, Министерство финансов России вынашивает планы бездефицитного бюджета. Но налоговых поступлений не хватает, и государство начало игру в ГКО.
То, что ГКО - это хорошо всем известная, хотя несколько видоизмененная "пирамида", признают даже ответственные работники Минфина. Действительно, свои старые долги государство покрывает за счет постоянно увеличивающихся новых. К тому же и схема ГКО чрезвычайно заманчива. Минфин продает на аукционе свое долговое обязательство на сумму один миллион рублей, к примеру, всего за 650 тысяч. Срок долга - три месяца. Через три месяца Минфин ОБЯЗАН выкупить у своего кредитора этот долг не за 650 тысяч, а за миллион. Вложения в ГКО становятся настолько выгодными, что впору бросить все свободные финансовые ресурсы на покупку трехмесячных облигаций.
А где же источники погашения такого кредита? Только новые долга, нарастающие, как снежный ком (см. таблицу).
В 1995 году торговля ГКО резко активизировалась. За два с половиной месяца было продано примерно столько облигаций, сколько за весь 1994 г. Но при этом выручка бюджета сократилась с 5 517 млрд. до 2 873 млрд. рублей.
Как видно из приведенной таблицы, пирамидальный принцип построения системы ГКО с каждым месяцем стремительно увеличивает государственные расходы по погашению долговых обязательств и уменьшает относительную выручку, несмотря на рост доходов от объемов эмиссии. Например, в прошлом году доходы от продажи ГКО увеличились с января по декабрь в 31,2 раза, расходы - в 98,5 раза, а чистая выручка (поступления в бюджет) - только в 4 раза. Если эффективность привлечения средств в федеральный бюджет на рынке ГКО в январе 1994 года составляла 71,18%, то в декабре она упала до 9,09%.
Элементарные расчеты показывают, что расходы Министерства финансов по погашению ныне обращающихся серий ГКО в период с 5 апреля по 25 октября 1995 года составят более 20 триллионов рублей. Кроме выплат по старым долгам, Минфин стремится частично "заткнуть" бюджетную дыру за счет ГКО и получить чистую выручку в объеме 12,6 триллиона рублей. Где же чиновники с Ильинки собираются найти такую уйму денег? Только за счет выручки от новых эмиссий.
В итоге можно ожидать, что до конца 1995 г. на рынке будут обращаться облигации на сумму примерно 100 триллионов рублей. К тому же основные выплаты по ГКО могут совпасть с главным политическим событием 1996 года - выборами Президента. Какой здравомыслящий политик примет на себя бремя чудовищного внутреннего долга, сформированного в том числе и с помощью "пирамиды" ГКО?
Государство, в отличие от "МММ", несомненно, является первоклассным заемщиком. Но вполне вероятно, что эти 100 триллионов могут быть "заморожены" или переведены в новые федеральные ценные бумаги с более длительными сроками погашения. Выполнив свое предназначение, "пирамида" Минфина, может быть, и не развалится. Она просто примет иную форму.
Алексей ВАРНАВСКИЙ, экономист