Примерное время чтения: 6 минут
181

БИЛЕТЫ НА ЕГО КОНЦЕРТ СТОИЛИ ОТ 160 ДО 1 ТЫС. 100 ДОЛЛАРОВ. В Большом театре Х. Каррерас попал в лужу...

Испанец. Красавец. Тенор. Оперный секс-символ 70-х. Футбольный фанат. Настоящий мужчина. Все это он - один из трех великих теноров наших дней и, будем честны, третий по своей значимости.

новый вид ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ КОНЦЕРТОВ

ЭТО когда вместо отечественной ура-патриотики к празднику - заморская классика, а вместо Краснознаменного ансамбля имени Александрова - Кабалье или Каррерас. Это когда звезду покупает и привозит не кто-нибудь (в смысле - государство и его структуры), а российский шоу-бизнес в лице двух-трех частных фирм. Это когда стоимость билетов одним махом догоняет и перегоняет даже самые высокие мировые расценки (например, в нью-йоркской "Метрополитен Опера", лондонском зале "Савой" или на Зальцбургском фестивале). Это когда сам герой событий - в данном случае сеньор Каррерас - на вопрос корреспондентов "АиФ" о его гонорарах здесь и на Западе отвечает так: "Полагаю, что артист не должен говорить об этом, иначе он теряет часть своей притягательности" (от себя добавим, что Каррерас часто поет благотворительно или за не слишком высокий гонорар).

Это когда мероприятие закрытое, элитное, почти частное. Когда вокруг театра двойной кордон милиции, а внутренняя охрана может запросто выкручивать журналистам руки - как сделали с нами. Это когда зал заполнен лишь на две трети. Когда дама- ведущая в почти свадебном платье для начала долго и торжественно обращается к членам правительства, послам и прочему дипкорпусу. Это когда рядом с Виктюком или Вознесенским морды нуворишей, колбасников, их спутниц и путан. Это когда стены Большого пламенеют от гордости за Божий дар артиста и от стыда за бездарность большей части публики.

Итак, официальные концерты возрождаются, а их новая форма демонстрирует свою жизнеспособность (недаром же говорят, что все новое - это хорошо забытое старое). Монтсеррат Кабалье услаждала нас в Международный женский день, Хосе Каррерас - накануне Дня Победы. В июне планируется визит Доминго в Петербург, осенью - выступление Кати Риччарелли в Москве. Интересно, к каким праздникам будут приурочены их "правительственные концерты"?

КРАСАВЧИК, ВЕЗУНЧИК... СТРАДАЛЕЦ

ПОВОРОТЫ его судьбы вполне могут служить сценарием для увлекательного фильма (ау, киношники!). Казалось, что удача сама прыгала к нему в руки. Буквально с пеленок стало ясно, что Каррерас - прирожденный оперный певец. Его театральный дебют состоялся в 1957 г., когда Хосе было всего 11 лет - он спел сложнейшую партию Мальчика-рассказчика в опере "Раек мастера Педро" М. де Фальи. Но все-таки его большая карьера началась благодаря женщине.

В 23 ему посчастливилось участвовать в том самом спектакле, где роль Нормы впервые исполняла Кабалье. И хотя на сцену он вышел тогда в крошечной партии друга главного героя, грандиозная барселонка заметила своего земляка, и в последующие два сезона он спел с Монтсеррат уже главные партии в "Норме", "Лукреции Борджиа", "Марии Стюарт" и "Катерине Корнаро", став ее любимым партнером. Так в одночасье на оперном небосводе взошла новая звезда мирового калибра. Абсолютные монархи оперы - Паваротти и Доминго - вынуждены были потесниться. Дуэт "Кабалье-Каррерас" жив и по сей день. В 1989 г. они дали в Большом театре совместный концерт. Планируется их новое мировое турне, а значит, и у нас есть надежда на новую встречу с барселонцами.

Каррерас работал почти со всеми великими дирижерами и певцами - своими современниками. Особо пестовал его руководитель Зальцбургских фестивалей, великий дирижер Герберт фон Караян. Большую роль в жизни Хосе играли женщины, о романах Каррераса с певицами - итальянкой Катей Риччарелли и венгеркой Илоной Токоди - легенды ходят до сих пор. (Правда, сегодня западная пресса с большей охотой обсуждает его предполагаемые связи с собственными аккомпаниаторами.) Короче говоря, фортуна не уставала улыбаться своему избраннику.

Но всегда наступает момент, когда за удачу приходится платить. И он заплатил сполна. На исходе 80-х судьба преподносит Каррерасу один страшный удар за другим: развод, крах семейного очага, наконец, самое страшное - лейкемию. Говорили, что вся Испания собирала ему кровь, ведь для лечения этого ракового заболевания необходима пересадка клеток спинного мозга, и лишь двое из каждых четырех тысяч людей на планете имеют похожий тип ткани. Близость смерти не только повлияла на его голос - она полностью изменила его мировоззрение. Вот что рассказал нам об этом Каррерас на следующий день после концерта: - Не карьера, не деньги и не успех, а именно человеческие отношения в итоге оказались главным для меня на этом свете. И первыми в ряду таких ценностей я называю Бога и семью.

Однако после выздоровления семья Каррераса не восстановилась, и свои отношения с уже взрослыми детьми ему приходится строить сепаратно. Его сыну 21 год, он изучает право, красавице дочери (говорят, копия отца!) 16. Возрождение певческой славы знаменитого испанца произошло в родной Барселоне в опере "Медея" Л. Керубини (рядом с ним опять была Кабалье).

НЕГАСИМАЯ ЗВЕЗДА

ГОЛОС Каррераса никогда не отличался особой мощью и объемом. Это настоящий испанский тенор: сухой, немного жесткий и в то же время по-мужски чувственный. До сих пор поражает его невероятно молодое звучание. Конечно, возраст и болезнь и здесь оставили свой след, но голос мастера по- прежнему свеж и юн. Имеющие уши услышали, хотя многие в зале недовольно ворчали.

Пожалуй, единственным просчетом Каррераса в Москве был его репертуар. С одной стороны, в простеньких итальянских и испанских канцонах он чувствовал себя куда как уверенно. А с другой - публика Большого привыкла кушать только шлягеры и слушала эти малоизвестные произведения кисло, приободрившись лишь на хитовых бисах.

Не обошлось и без курьезов. Сцену перед вторым отделением пришлось вымыть (Хосе пожаловался на слишком сухой воздух) - но помыли ее так, что во втором отделении певец недоуменно развел руками, ступив в лужу - на мокрый пол. После выступления Каррераса немедленно запихнули в машину и повезли развлекаться в клуб "Royal". Он вернулся в свой номер только под утро, выиграв внушительную сумму в казино. Тем временем мы, включив радио, слушали, как Зураб Соткилава высказывал свое "фе" по поводу состоявшегося концерта, хотя сам, сидя в зале, утирал слезы. Однако, думаем, что и сегодня у испанского тенора есть чему поучиться. И прежде всего тому, как сохранять физическую форму и голос вопреки возрасту и даже здоровью.

Благодарим за содействие организаторов гастролей - фирму "АРС" и лично Игоря Крутого.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно