Еще со времен СССР о выборах в США у нас написано столько, что, кажется, мы знаем о них абсолютно все. В том, что это совсем не так, имели возможность убедиться российские политические деятели на специальном семинаре, организованном для них американской Академией развития образования и Агентством международного развития США.
НИКАКИХ ТАЙН!
ЧТО будет, если какая-нибудь дотошная гражданка Сидорова обратится в нашу постоянно действующую Центральную избирательную комиссию с просьбой предоставить ей официальные данные, скажем, об источниках финансирования выборов того или иного депутата? В Центризбиркоме будут, вероятно, страшно оскорблены такой бесцеремонностью и решат, что у бедной гражданки просто поехала крыша.
Между тем в США любой гражданин может сделать запрос в также постоянно действующую Избирательную комиссию в Вашингтоне и получить целую кипу интересующих его материалов. Он может сам зайти в специальный компьютерный центр, найти нужную информацию в банке данных и распечатать ее. Если же он живет за тысячи миль, то государственные клерки найдут, распечатают и пришлют. И все это совершенно бесплатно!
Что же касается гражданки Сидоровой, то вряд ли она сможет найти наш Центризбирком. Это учреждение действует почему-то в полуподполье. По крайней мере даже служба "09" не располагает ее телефоном.
НЕ ДВЕ, А 55 ПАРТИЙ!
СТОНЫ о чрезмерном количестве политических партий слышны в России довольно часто. Между тем в США на последних выборах было зарегистрировано 55 политических партий - примерно столько же, сколько насчитывается сейчас в России.
Конечно, основная борьба разворачивается между республиканцами и демократами. В этой борьбе решающую роль играют средства массовой информации.
По закону, предвыборная реклама должна размещаться по самым минимальным расценкам. В предвыборной кампании в ход идут не только традиционные плакаты, наклейки, значки, но подчас и самые необычные предметы. Скажем, один из кандидатов использовал... мухобойки, которые дарились избирателям. Хлопаешь мух - а имя кандидата на рукоятке мелькает перед глазами. Поневоле запомнишь его!
Если в Штатах кто-то вздумал гнусно клеветать на соседа, то в случае судебного разбирательства это может обойтись очень дорого. Иное дело - предвыборная кампания. Клевета кандидатов ненаказуема! Таковы правила игры. Неудивительно, что раззадоренные полной безнаказанностью кандидаты купают друг друга в помоях. А бедным избирателям остается только зажимать носы...
БЮЛЛЕТЕНИ НУМЕРУЮТСЯ, КАК ДОЛЛАРЫ...
В КАЖДОМ штате свои нравы и традиции. Если на Севере, где преобладают выходцы из Скандинавии, люди и мысли не допускают о возможности каких-либо махинаций на выборах, то на Юге народ, напротив, искренне недоумевает, как может без этого проходить голосование.
Сейчас, например, избиратели заполняют анкеты, где указывают рост, вес, цвет глаз и волос! Это чтобы не было подмены. Каждый избирательный бюллетень и корешок к нему имеют свой номер - как на долларе.
В Оклахоме голосование проходит с помощью специальной избирательной машины. Она подолгу без дела не стоит. Выбирают судей, шерифов, старост, членов школьных, попечительских и других советов. Все они обладают немалыми правами, в том числе в распределении финансовых ресурсов, дотаций и федеральной помощи.
То есть там выборы обеспечивают функционирование реального самоуправления, к созданию которого в России пока только приступают.