Хорошая выставка, небольшая такая, а содержательная. И наглядная очень. Ходит, например, парочка. Осматривает. Она ему: "Вон третья репродукция, та сверху, посмотри, как выписана". Он: "Д-да, что-то в ней есть". Конкретно в третьей сверху гравюре XVIII в. был активно мастурбирующий дед, который подглядывает за писающей в тарелочку барышней. Действительно, что-то есть.
ПЕРЕД началом осмотра предоставлена уникальная возможность ознакомиться с висящими здесь же 10-страничными "Методическими рекомендациями к ст. 228 УК по проведению искусствоведческих экспертиз". Во всеоружии почерпнутых оттуда знаний можно с легким сердцем окунуться в пучины эротических страстей прошлого и настоящего. Всецело отдаться изучению неизвестной части мирового изобразительного искусства. Но сначала лучше пообщаться с милой пожилой билетершей. Эта добрая тетя запросто поясняет приходящей молодежи, что "первая экспозиция (из рисунков и гравюр) много интересней "Истории эротической фотографии за 150 лет" - это же всего лишь типа "Плейбоя", а в той столько всякого разного".
И она полностью права, эта умудренная жизнью дама. Наибольшее, что можно вынести из фотовыставки неискушенному зрителю, - стойкое убеждение, что все из сотен представленных влагалищ разные, и если "пообщаться" с ними подольше, можно будет их запоминать и различать, как лица. А моя знакомая, страстная любительница кондитерских экспериментов, замерла у фотографии шоколадного торта, украшенного парой ба-а- альших органов женщины и мужчины в момент коитуса (масштаб увеличен, наверное, чтоб каждому досталось угощение). "Фу, как они так... - выдохнула она, и с завистью стала гадать: - Из чего они это сделали? Крем? Нет!
Глазурь, что ли? Мне б так!" Каждый находит здесь что-нибудь для себя.
В ОТЛИЧИЕ от фотографий "История эротического искусства от античности до наших дней" своим историческим охватом впечатляет. Украшавшие жилище древнего грека вазы и фрески погибшей Помпеи повествуют о глубоком понимании теоретического и высоком владении практическим - что им: все гимнасты были, и не такие позиции, надо полагать, выделывали. Впрочем, изощренные акробатические позы любили изображать не только художники Эллады. Древние индусы отделывали некоторые свои храмы вольной скульптурой, в сюжетах которой исключительно редко попадается обычный вариант "он- она". Все больше по нескольку партнеров, да при этом девушки исполняют традиционный индийский танец и на струнных инструментах музицируют. Жаль только, что древние мастера камень не самый долговечный подобрали - некоторые фрагменты безвозвратно утрачены, от выветривания, может. Или туристы на память поотрывали.
Подобная скульптура была также в более близкие нам времена. И находила широкое применение среди светских дам, молодых и не очень. О том свидетельствуют гравюры, героини которых тешатся со статуей Аполлона, благо мрамор завсегда живого тверже. А одна, бедняжка, ростом не достает, так ее подруга на плечах подсадила. Трогательно как.
Не менее душещипательно выглядит фаллическая символика в прикладном искусстве. К примеру, мебель будуара Екатерины Второй, выполненная тематически, в соответствии с целями и задачами ситуации. Созерцающему изящный стол какого-то дорогого дерева с ножками в виде стилизованных фаллосов, ловко выгибающих головки к подстолешнице, сразу приходит на ум горничная, которая протирала этот предмет обстановки. Хотя чего за нее переживать - у Екатерины работала, не такое поди протирала.
ЕСЛИ дотошно посмотреть всю экспозицию, в которой богато представлена каждая эпоха, за исключением разве что мрачного средневековья, мозг пронизывает страшная в своем разочаровании мысль: ничего нового не придумали, ни одного мало-мальски любопытного извращения не появилось. Все старо, как мир. И к каждому разделу, к каждой исторической эпохе можно приклеить обличительно-нравственное "О времена, о нравы!" А времена-то, как и люди, все те же. И интересы, и инстинкты, и желания.