Большую часть жизни мы проводим на работе. И, к сожалению, далеко не всегда идем каждое утро "на работу, как на праздник", хотя и специальность нравится, и зарплата устраивает, но вот обстановка в коллективе... Коллег и начальников мы себе, как правило, не выбираем и поэтому вынуждены мириться и с поведением неприятных для нас людей.
МНОГОЧИСЛЕННЫЕ исследования показали, что при плохом настроении производительность труда снижается на 20-40%, а у работников умственного труда - на 40-60%. Бестактность, резкость, грубость со стороны одного или нескольких сослуживцев становятся для человека хроническим стрессовым фактором, а это, естественно, не проходит бесследно для его здоровья.
В зависимости от типа темперамента в организме начинают постепенно увеличиваться колебания артериального давления, чаще болит голова, "давит" сердце, возникают различные нарушения в деятельности желудка, кишечника, желчного пузыря и поджелудочной железы. Если обстановка не меняется, с каждым днем все больше и больше расшатывается нервная система. Проходит несколько лет - в лучшем случае семь- восемь, в худшем год-два, и эти недомогания гарантированно переходят в гипертоническую болезнь 1-й степени, первую стадию ишемической болезни, хронический гастрит или колит, холецистит или панкреатит. Это серьезные заболевания, но они не идут ни в какое сравнение с тем, что может случиться при срыве нервной системы - непоправимо страдает психика. Причем от этого чаще всего страдают люди молодые, самого работоспособного возраста.
Конечно, наши нервы и здоровье страдают не только от конфликтов на работе, дома их тоже хватает. Но статистика показывает, что из 60 человек, за неделю обратившихся в медико-психологический центр, у 40 человек именно стрессовая обстановка на работе была главной причиной обращения к психиатру. Еще у 10 человек она была одной из главных.
Предрасположенность к психическим заболеваниям имеется у очень большого числа людей, легкие же и умеренные нарушения могут возникнуть практически у любого. Вероятность заболевания зависит от индивидуального порога устойчивости к отрицательным психологическим факторам, а определить, вычислить, рассчитать этот порог, к сожалению, невозможно. Это не зависит от пола, возраста, национальности, профессии, должности... Хотя, конечно, известно, что работник умственного труда больше рискует заболеть, чем человек труда физического, у руководителя "шансы выше", нежели у рядового...
Коллективы, где хороший психологический климат, отличаются уже самим принципом отношений между начальником и сотрудниками. Традицией становится общаться не только на работе, не только в формальной обстановке - эти компании объединяют хотя бы относительных, но единомышленников. В ходе неформального общения сотрудники сплачиваются, начинают не просто держаться за свое место, а дорожить коллективом.
"У меня в отделе нет мужчин и женщин, у меня все равные сотрудники", - убежденно заявлял один мой знакомый, в подчинении у которого было человек тридцать. Очень спорная, мягко говоря, точка зрения. Все мы не только работники, но и люди очень разные.
Установка "начальник всегда прав" сегодня тоже чревата для руководителя потерей уважения. Современное поколение уже не склоняет головы перед официальными авторитетами, оно требует вполне конкретных и объективных доказательств и аргументов. Отчасти такого рода нигилизм не является спецификой только нынешнего времени. Еще в Древнем Египте считалось, что молодежь недостаточно почтительна к традициям старшего поколения.
"ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ"
- для тех, кто хочет мирно жить и с коллегами, и с начальством.
- Если у вас возникло желание пойти к начальнику и высказать претензии по поводу его действий, не стоит это тут же осуществлять, когда вы возбуждены. Лучше сделать это на следующий день, когда страсти улягутся. Дело в том, что при формулировке претензии с выраженной негативной эмоциональной окраской начальник будет воспринимать ее не как деловой вопрос, а лишь как личный выпад в его адрес.
- Критика по форме, а не по сути нежелательна и в общении с коллегами, потому что она заставляет человека обороняться, задевает один из самых главных подсознательных психологических инстинктов - чувство собственной значимости. В сложных ситуациях стоит вспомнить слова американского президента Линкольна: "Не критикуйте людей, при аналогичных обстоятельствах мы были бы точно такими же".
- Постарайтесь всегда помнить о том, что вы имеете дело не с логично рассуждающими созданиями, а с существами эмоциональными, исполненными предрассудков и движимыми порой в своих поступках гордыней и тщеславием. Древние считали, что любой глупец может критиковать, осуждать и выражать недовольство. Но для того, чтобы проявить понимание и быть снисходительным, требуются сильный характер и самообладание.
- Если по отношению к вам кто-то проявляет язвительность или ироничность, старайтесь реагировать на выпад в ваш адрес не так, как этого ожидает "оппонент", а, может быть, совершенно противоположным образом. Это выбьет его из привычной колеи и сломает его имидж "остроумного весельчака".
- Если вам необходимо сказать кому-то что-то неприятное, то при оценке любых явлений или событий не переходите на личности, старайтесь анализировать и высказывать свои мысли, отталкиваясь от абстрактных или конкретных теоретических принципов, а не от своего личного мнения. При этом вы "убьете несколько зайцев": убедите другого в своей правоте, не нанесете ему личного оскорбления (т. е. останетесь с ним в хороших отношениях), проявите себя как тактичный и мудрый дипломат, действительно способный смоделировать ситуацию по своему усмотрению, оставаясь на высоте во всех смыслах - интеллектуальном, психологическом, нравственном.
- Предъявляйте требования не только к окружающим, но и к себе: старайтесь вырабатывать в себе выдержанность, терпение, снисходительность к чужим ошибкам и заблуждениям, доброжелательность, умение признать собственную ошибку и извиниться за нанесенную (пусть даже невольно) обиду.
Александр АЛТУНИН, кандидат медицинских наук, научный сотрудник НИИ психиатрии