Во время пожара, спасая нажитый за всю жизнь скарб, сухонькая субтильная старушка выволокла со второго этажа горящего дома громадный сундук. После пожара двое молодых ребят с трудом сумели водворить его на прежнее место. Один полярник, занимаясь ремонтом самолета, увидел за своей спиной белого медведя, легонько толкавшего его лапой, как бы приглашая обернуться. В следующую секунду человек стоял (!) на крыле самолета. Не лез на него, не подтягивался, нет. Стоял.
ЧЕГО только не сделает организм, когда речь идет о жизни и смерти. Страх и чувство самосохранения - великие стимуляторы. Они могут сделать так, что наш позвоночник выдержит нагрузку в 10 тонн, частота дыхания увеличится в 4 раза, вместо 35 капилляров на сантиметр в спокойном состоянии, в экстремальном заработают 3 тысячи. А наш мозг? Он функционирует лишь на 5 - 7% своих возможностей. Чем занимаются остальные 95% и вообще зачем человеку такой физический и умственный запас и почему бы не пользоваться им все время?
Нет, говорят специалисты, нельзя. Этот запас - гарантия нашего выживания, биологическая защита организма, которая очень тщательно охраняется и может использоваться раз или два в жизни для того, чтобы спасти в экстремальной ситуации от гибели, а может вообще оказаться невостребованным. Ведь экстремальные ситуации тоже бывают разные. С одной стороны, мы сейчас все живем в экстремальной ситуации - нагрузки, неуверенность, нервное перенапряжение. В Ассоциацию независимой науки при МГУ недавно обратились английские ученые. По их мнению, опыт выживания в нашей стране уникален. Человек не тянет на себе постоянно тонны груза, не перегревается при 100-градусной температуре. Но ни один западный гражданин не смог бы долго жить в условиях, подобных нашим, без ущерба для своего здоровья. Тратим ли мы при этом свой запас? Конечно. Но происходит это как-то незаметно, а вот если взять ситуацию, когда все меняется внезапно, неожиданно, мгновенно. Угроза жизни колоссальная, смерть неминуема, и вот...
ЧУДЕСА РАСТОРОПНОСТИ
ЖЕНЩИНА поднимает машину, под которой оказался ее ребенок. Пожилой человек перепрыгивает через двухметровый забор, хотя спортсменом и в молодые годы не был. Известен случай, когда в полете под педаль в кабине самолета завалился неизвестно откуда взявшийся гвоздь, управление заклинило. Спасая себя и машину, летчик так нажал на педаль, что срезал болт. Откуда берутся силы? А невиданная быстрота в движениях? Многие способны в подобные моменты на невероятные вещи и успевают в несколько мгновений проделать такой гигантский объем работ, выполнить или повторить который в обычных условиях просто нереально. Правда, люди, попадавшие в подобные ситуации, когда все может решить мгновение, свидетельствовали, что время как бы растягивалось, замедляло свой ход, позволяя человеку спасти жизнь. Например, у человека, работавшего на сверлильном стайке, рукавица слегка коснулась сверла, ее стало затягивать, а вместе с ней, естественно, н руку. Находившийся в этот момент рядом напарник рассказывал потом, что рабочий попытался плечом надавить кнопку, чтобы остановить станок, но промахнулся. Сверло продолжало "медленно" вращаться и выворачивать ему руку. Тогда напарник опять же медленно поднял руку и надавил кнопку. "Сразу ворвался шум и грохот цеха (а ушел он как-то незаметно)... Все это заняло 1/8-1/9 секунды, а субъективно длилось секунд 25-30".
По мнению специалистов, не стоит полагать, что стимулируемые чувством страха люди проявляли чудеса расторопности и многократно увеличивали скорость своих движений. Есть несколько версий того, почему это происходит. Например, такая: если вокруг каждого человека есть биополе, то почему бы не предположить, что в минуту смертельной опасности мы, сами того не сознавая, способны воспользоваться запасом его энергии. Вдруг мгновенный выброс этой энергии приведет к изменению окружающей среды, пространства, даже времени, как в случае со станком?
Вполне вероятно, что именно на такие ситуации организм реагирует моментальным поведением. Так почему же эта энергия не может изменить и окружающую среду?
ПОДСОЗНАНИЕ СПАСЕТ
ЕСЛИ придерживаться этой теории, то вполне вероятно, что, однажды использовав свой запас, организму необходимо восстановить его. Еще в начале века психиатр Г. Шумков считал, что на это требуется не менее суток, а встреча с опасностью в это время - смерть. Не этим ли объясняется то, что мы вдруг не хотим что-то делать или куда-то идти. Может быть, таким образом мы подсознательно пытаемся избежать опасности. Есть, например, свидетельства о парадоксальном поведении военных, безупречных профессионалов и бесстрашных людей, внезапно, без объяснения причин в какой-то момент ощущавших категорическую невозможность исполнять свой профессиональный долг. Полковой командир много раз участвовал в бою и считался храбрым офицером. Однажды получив приказ: "Назавтра выступить вперед и занять такую-то позицию", - полковник пришел в бригадный лазарет и говорит: "Я желаю лечь, идти на позиции не могу". Температура нормальная, внутренние органы без изменений. Ночь спал хорошо. На другой день... спокойно поехал на позиции. Спрашивается, чем он был болен?.. И было ли это проявлением трусости или следствием трезвой подсознательной оценки своих возможностей?
Обычные люди прибегают к своему неприкосновенному запасу довольно редко. И если это человек здоровый, организм справится с непривычными для себя нагрузками, но если в вас дремлет какая-то патология, они могут спровоцировать болезнь. Любое экстремальное воздействие - это стресс, а стресс, как правило, оставляет свой след. Точно определить с помощью экспериментов, на что способен организм в стрессовых ситуациях, очень сложно. Какие бы нагрузки ни переносил человек, вполне вероятно, что при смертельной опасности у него проявятся новые возможности. К тому же каждый человек получает в наследство от родителей определенные задатки, диапазон которых может быть достаточно велик и различаться в 10-20 раз.
И тем не менее приятно сознавать, что где-то в глубине тебя таятся невиданные силы, что у тебя колоссальная память и неограниченные возможности, которые в невероятно трудной, напряженной ситуации смертельной опасности спасут жизнь. Но если для того чтобы узнать, каков запас этих возможностей, надо попасть именно в такую ситуацию, пусть он лучше будет неприкосновенным...