Казань. Еще недавно при одном упоминании этого города начинали трепетать разномастные неформалы - панки и хиппи, стиляги, металлисты и т. п. И причина тому имелась: били их в столице Татарстана местные гопники (хулиганы, проще говоря) почем зря. Впрочем, и друг друга плечистые ребятки из разных районов молотили так, что мамани родные не узнавали. Теперь все изменилось, и, если однажды вдруг почудится тебе, дружок, как невообразимо тяжело жить в эпицентре событий, эпидемий, страстей, покупай билет на поезд в Казань и кати по нагретым августовским солнышком шпалам в тишайший город на земле.
КОРОЛЬ УМЕР! ДА ЗДРАВСТВУЕТ "ТАТКОМБАНК"!
УШЛИ в Лету те времена, когда город Казань славился своими наводящими ужас на всю Россию молодежными группировками. Стоит слегка поднапрячь память, и перед глазами встают монотонные газетные столбики, вещающие о росте подростковой преступности в татарстанской столице. Подмосковные любера с почтением склоняли свои выбритые затылки при слове "гопник". Кстати, этимология этого слова таится в начале известного шлягера: "Гоп-стоп, мы подошли из-за угла". Гопники подходили гордо, по-хозяйски, вышагивали вдоль своих территорий в поисках жертв. А жертвой мог оказаться любой - от романтической полуночной парочки до припозднившегося студента-пэтэушника.
На переломанные ребра и проломанные черепа гопники не скупились. Особенно попадало "волосатым", интеллигентам и студентам-"ботаникам". Не было, пожалуй, в городе неформала, который не получал бы от гопоты "для профилактики", но были веселенькие случаи, когда жертвам удавалось сделать длинные ноги или откупиться.
Каждая группировка имела свое выразительное название, соответствующее территориальному положению, - "Дом ботинок" (от находящегося поблизости Дома модельной обуви), "Суконка" (от суконной фабрики), "Жилка" (от жилплощадки). Но попадались и более эмоциональные названия - "Тяп-Ляп", "Грязь", "Трактора". Названия гопницких уделов закрепились настолько прочно, что до сих пор казанцы именно так именуют свои районы.
Их можно было узнать по походке, по взору волчонка, по своеобразному сленгу, но главное, что выдавало, - это прикид: валенки, телага, широченные штаны и шапочка- презерватив. (В те времена в Казани было первоклассно налажено производство таких шапочек.)
Но все это в прошлом. Ныне потрескавшиеся панельные стены казанских подъездов не сообщают страстно о том, кто в этом подъезде "короли", а концерты местных рок-групп уже не громят яростные поклонники "Ласкового мая". Сегодня гопникам нет дела до простого смертного:
- У меня теперь своих дел по горло. Времени нет на всяких там хиппи внимание обращать. После того как отсидел за групповуху, я проще стал на людей смотреть. Если с длинными волосами, не значит - "голубой", - делится своими мыслями в прошлом гопан по кличке Шуруп, а сейчас простой коммерсант, отец и муж. - А раньше я ведь всех, кто с волосами ниже нормы...
Теперича они вершат свои дела в ночных ресторанах, покуривая "Магну" (самые популярные сигареты в Казани), попивая водочку или продукцию казанского пивзавода "Красный Восток". Бывшие гопники сменили затасканные телаги на зеленые с люрексом костюмы-двойки и модерновые шузы. Руководят банками, занимаются бизнесом, торгуют машинами, компьютерами.
Тишь и спокойствие в городе.
ГРУППИРОВКИ ПРИВЕТСТВУЮТ БГ
- СИДИМ мы как-то в гостях у одного нашего приятеля, слушаем новый альбом Гребня, - рассказывают "смешную историю про гопников" студентки Казанского университета Таня и Маша. - Тащимся от музыки и от слов. Окно открыто, за окном вечер, воздух и все такое. Выглянули мы за окно и ошизели - на улице прямо под нами стоят человек восемь гопников. Ну, думаем, сейчас придут, бить будут. Наш знакомый предусмотрительно маг вырубил. Минут через пять - звонок в дверь. Мы за ножи схватились, приготовились к самому худшему. Знакомый открывает дверь, вваливаются в квартиру гопники и душевно так говорят: "Сделайте музыку погромче, а то нам плохо слышно, а песни хорошие". Потом мы им и Майка, и "Аукцыон" поставили. Особенно им "Птица" понравилась, последний альбом "Аукцыона".
Вот и случился недавно в Казани ночной концерт заезжего БГ. У входа в концертный зал университета толпились почтенные дяди, бывшие гопники и местное хипье. Из паркующихся "мерседесов" и "вольвочек" лениво выползали те, чьи клички несколько лет назад были на слуху у каждого мента и вольнотусующегося. Постаревшие гопники пришли слушать добрые песни БГ и, сидя в первых рядах на концерте, даже не думали оттолкнуть мельтешащих у сцены хайратых и тех, у кого ирокезы отливали всеми цветами радуги...
Казань.