Как известно, одно поколение другое не разумеет, и ценности отцов для их детей таковыми уже не являются. Ни одна модница не наденет то, что было популярным десять лет назад, мало кто из подростков будет играть в лапту и пристенок.
В МУЗЫКЕ же стили и направления сменяются с такой скоростью, что двадцатилетние уже чувствуют себя стариками и закостенелыми консерваторами по сравнению с 13 - 15-летними и их музыку не то что не понимают - не могут переносить. И каждому следующему поколению кажется, что именно их музыка - самая лучшая и прогрессивная.
В свою очередь, старшим поколениям каждое новое направление в музыке кажется все более и более дебильным, бессмысленным и непонятным. Если бы человек, воспитывавшийся на музыке Beatles, Rolling Stones и Deep Purple, зашел на сегодняшнюю пятидесятибаксовую дискотеку и провел там три часа под бесконечное "ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха" (есть такая модная песня), то его мозг претерпел бы необратимые изменения.
Другой аспект, обесценивающий музыку как направление в искусстве, - это многочисленные рекламные ролики, где рок-н-ролл и рэп, урожденная музыка протеста, способствуют продаже жевательной резинки и спортивной обуви. Ситуация такова, что музыка из вида искусства становится коммерческим продуктом в лучшем случае и фоном для других коммерческих продуктов - в худшем.
Наша страна постепенно становится все более "западной", как в хорошем, так и в плохом смысле. Поп-музыка уже мало чем отличается от забугорной, по крайней мере, по звучанию, так что иной раз, когда слушаешь радио, даже непонятно, пока не начнут петь, американские ли это негры или же уроженцы Тамбова и Новосибирска. Перед неграми у последних есть неоспоримое преимущество - они поют на понятном языке, и за одно это им многое прощается, точнее - почти все. Потому как музыкальных идей у них маловато, того и гляди, норовят спереть то песню, то видеоклип, а то и целый имидж. Или же выезжают на патриотизме и национальных ценностях водка, русская душа и "по морде всем надавать".
Западу наплевать на наши проблемы - у него своих хватает. Вот уже сколько лет подряд, подводя итоги года, музыкальные критики только разводят рука ми и не перестают удивляться все новым и новым рекордам массовой культуры - ну как же, абсолютный победитель всех хит-парадов и рекордсмен по продаже дисков во всем мире за прошлый год - квартет Ace of Base не получил ни одного положительного отклика от людей, сколь-нибудь серьезно занимающихся музыкой, как со стороны журналистов, так и музыкантов. Музыкальное образование, да и вообще умение играть хотя бы на каком-нибудь музыкальном инструменте сложнее ложек не имеет нынче никакого значения.
Кумирами народных масс становятся ди-джеи, которые всю свою сознательную жизнь крутили компакт-диски на радио и дискотеках, а теперь вдруг решили запеть сами, не имея ни голоса, ни слуха.
Отсюда целый выводок таких музыкальных направлений, как техно-поп, техно- дэнс, хаус и все их многочисленные ответвления. Именно для таких, не умеющих играть исполнителей, придуманы компьютеры и секвенсеры, в которых изначально заложены ритмы и последовательности нот, пользователю же остается лишь выбирать эти музыкальные полуфабрикаты и накладывать туда звуковые эффекты и свой голос.
Если поп-музыка должна звучать по крайней мере гармонично (иначе под нее просто нельзя будет танцевать), то рок-музыканты пошли по другому пути - если нет желания научиться как следует играть на гитаре или барабанах, просто объяви свою музыкальную лажу новым стилем - например, гранжем. И пусть простят меня поклонники Курта Кобейна, который еще при жизни стал кумиром поколения, гранж, как в свое время панк-рок, просто узаконил и возвел в достоинство слабое владение техникой игры и пения.
Однако же представлять все в черном свете было бы несправедливо. В каждом направлении, в каждом стиле, будь то диско или хип-хоп, трэш или гранж, останутся исполнители, имена которых будут красными буквами вписаны в историю мировой музыки, которые станут классиками, под которых потом будут "косить", которых будут перепевать и просто черпать из них идеи. В гранже это Nirvana, в техно - Kraftwerk, в трэше -Metallica, в диско - Донна Саммер, Boney M и АВВА. Ну и, конечно, бесспорные таланты могут играть любую музыку, и навряд ли кто откажет в месте в истории Элтону Джону, Эрику Клэптону, Мадонне и Майклу Джексону. Но если смотреть на жизнь шире, то любая музыка, которая затрагивает какие-то струны души, останется по крайней мере для одного поколения классической.
А что же новая музыка? Неужели все достойное уже придумано, спето и сыграно? Если подумать, а еще лучше заглянуть в хит-парады 10- или 20-летней давности, станет понятно, что музыкального мусора, как правило, во все времена было полным-полно. Так происходит и сегодня - настоящая интересная музыка не пользуется заслуживающим того вниманием. Бьорк, Soundgarden, Deep Forest - в своем роде они ничуть не уступают таким общепризнанным грандам, как Мадонна, Metallica или Boney M. И через десять лет уже с ними будут сравнивать новых исполнителей.
А тем временем в темных подвалах, гаражах и локальных клубах зреет новая, непонятная и завернутая музыка, но именно за ней будущее. Сегодня такие имена, как Global Communications и Future Sound of London, мало кому что говорят, это и музыкой можно назвать с большой натяжкой, но если в конце концов ничего, кроме такой музыки, не останется, это будет вовсе неудивительно.