Примерное время чтения: 5 минут
356

ГЛАВНЫЙ КИНОПРИЗ РОССИИ. НИКАзистая, но любимая...

9 декабря в московском Доме кино в 8-й раз раздали главные призы отечественного кино - статуэтки "Ники". Но мы добавим к церемонии, которую вы сами увидите по телевизору в конце месяца, несколько слов о том, о чем обычно умалчивают со сцены.

МИХАЛКОВ НИКАндишен

ГЛАВНОЙ сенсацией этого года - ничего подобного не случалось за всю историю "Ники" - был, конечно, отказ утомленного наградами Никиты Михалкова номинироваться со своей картиной. Никиту уговаривали два месяца - все безрезультатно. Что побудило его снять "Утомленных солнцем" из конкурса? Этот вопрос живее всего обсуждался в кулуарах.

Версия первая, благородная. Никита Сергеевич не сомневался, что его фильм, одаренный самим "Оскаром", победит во всех номинациях. Что же достанется несчастным коллегам? Нет, так поступить он не мог...

Кстати, если раньше после каждой "Ники" судачили, кто из призеров сколько заплатил Гусману, теперь завистники должны озадачиться подсчетом - сколько же "отступного" дали Михалкову нынешние победители. Ведь наверняка скинулись... И поверить в это так же легко, как в благородство Михалкова.

Версия вторая (теплее). Никита Сергеевич всегда был известен как человек, находящийся в некоем антагонизме с кинотусовкой. Весьма удачливый в карьерном и прочих планах, Михалков всегда был убежден, что его зажимают, ненавидят, завидуют - поэтому и призов не дают. Правда, он получил "Нику"-92 за режиссуру в "Урге, территории любви", но рассчитывал-то он и на "Нику" за лучший фильм, и за лучшую мужскую роль Владимиру Гостюхину. Но академики проголосовали иначе (и действительно, как показалось многим, несправедливо) - Михалков и Гостюхин обиделись. Спрашивается, зачем теперь Михалкову, достигшему предела мечтаний - "Оскара", "подставляться" на "Нику"?

Версия третья, политическая (еще теплее). Какое самое важное событие - после "Ники", конечно, - у нас в декабре? Даже сама богиня победы, вручавшаяся обычно в 20-х числах, ради него подвинулась. Для того, вероятно, чтобы выборы не отвлекали директора Дома кино. Правда, некоторые придерживаются другого мнения. Эти считают, что Юлий Гусман устроил себе самый длинный рекламный "клип" (вручение "Ники" продолжалось 7 часов). "Сегодня, если верить Михалкову, - шутили со сцены, - нужно голосовать за Черномырдина, если Гердту - за Гайдара..." Ну, а если Гусману?..

Так что вполне возможно, Никитой Сергеевичем двигал и политический расчет: играть в "клипе" у Гусмана ему понятно, не с руки.

ЧЕТВЕРО НЕИЗВЕСТНЫХ

ПЕРЕСУДОВ о том, кому и почему достались призы, всегда хватает, но есть четыре человека, которые узнают победителей еще за неделю до церемонии. Об этом не говорят - потому что все четверо дают подписку не говорить. А для подстраховки втайне держат и их самих. По нашим сведениям, в этом году голоса считали одни кинокритик, одна актриса, продюсер и сотрудник Дома кино (их имена вряд ли вам что-то скажут). Счетчиков каждый раз выбирают новых, и работают они, разумеется, за один "интерес". Запасшись кофе, они запираются в крохотной комнатке со скромной надписью "Дирекция "Ники" и четыре часа пересчитывают голоса академиков. Один читает анкеты вслух, другие отмечают у себя на листках. Потом сверяют. Так, наверное, подводились итоги первых "Оскаров". Для журналистов, правда, существует официальная версия - "компьютерная". Очевидцы уверяют, что компьютер в комнате действительно есть. Но подсчет ему не доверяют.

Такое "научно-техническое" отставание может вызвать улыбку. А вот отставание "Ники" по времени вызывает уныние. Известно, что наши кинематографисты не любят смотреть коллег. Но неужели целый год приходится уговаривать академиков проголосовать - так что призы за 94-й вручают только в конце 95-го! Обычно "Ника" оправдывается тем, что не успевает разослать кассеты с фильмами и получить анкеты назад. И значит, во всем виновата почта! В Америке она работает быстрее - настолько, что того же Михалкова американцы успели посмотреть и наградить еще полгода назад. А мы все еще вручаем призы документальному фильму с названием "Прощай, СССР"...

И НЕМНОЖКО ЖАЛКО...

НЕУДИВИТЕЛЬНО, что фильмы, которым ведущий "выколачивал" из зала овации, все успели посмотреть и уже забыть. Михалков, самоустранившись, освободил дорогу молодым и - оголил прореху. Свято место - что бы ни говорили - оказалось пусто. И Подмосковные вечера" (приз за лучшую женскую роль Ингеборге Дапкунайте), и "Лимита" (приз за лучшую мужскую - Евгению Миронову), несмотря на действительно удачные актерские работы, больше все-таки подходят для молодежного "Зеленого яблока", чем для первого киноприза России. А "Увлечения" классика Киры Муратовой, признанные лучшим фильмом, - наоборот, кажется, заслуживают более "академических" призов - "За вклад" и пр.

Но победителей не судят. А "Нику" не ругают - слава Богу, что есть. Как сказал один из призеров, если есть праздник кино, значит, есть надежда, что само кино еще "живо! А то что оно находится в анабиозе - не вина ни Гусмана, ни режиссеров. И нерасторопность "Ники" - не самая большая беда. Страшно, что за два прошедших года нынешние победители не смогли - Муратова доснять, а "стальные даже начать новые картины.

Тут ерничай, не ерничай - спасибо скажешь "реаниматорам" столетнего искусства. Спасибо "клипмейкеру" Дома кино, что заставляет нас аплодировать - "А ты, в розовом пиджаке, почему не хлопаешь?" - картинам, какими бы они ни были... Все это - шаманство, призванное поддержать нашу веру. И когда кино действительно очнется и новая публика уже без понуканий будет хлопать новым именам, мы, нынешние зрители, еще с ностальгией и благодарностью вспомним "Нику" Гусмана.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно