Итак, выборы в Государственную Думу, о которых так много говорили и писали, которых так боялись: состоятся - не состоятся, все-таки состоялись.
В ЛАГЕРЕ Зюганова празднуют победу. Относительную, конечно. В соответствии с итогами. А есть ли основания для радости?
Возникает вопрос: 20 с копейками процентов - это сколько? Много или мало? Не грозит ли нам возвращение призрака коммунизма во всемирно-историческом масштабе? По нашему мнению, это очень мало. Давайте вспомним наше прошлое.
Когда в октябре 17-го в результате военного переворота коммунисты пришли к власти, они немедленно избавились от своих идеологических соперников. Сначала были распущены и объявлены вне закона партии кадетов, октябристов и прочих, и на политической арене остались только большевики и левые эсеры, но чуть позже очередь дошла и до эсеров. После гражданской войны эта самая политическая арена представляла собой пустыню, по которой бродили одни коммунисты. В стране быстрыми темпами формировался мощный пропагандистский аппарат для оболванивания масс, а параллельно с ним - аппарат репрессий.
И с середины 30-х гг. всякое инакомыслие было подавлено. С этого времени и до начала 90-х гг. мы торжественно голосовали за "нерушимый блок коммунистов и беспартийных", и результаты выборов были всегда заранее известны, поскольку на каждое депутатское место претендовал только один кандидат.
Еще при Сталине была изобретена цифра: 99,8%. Таков был процент проголосовавших, 0,2% были как бы своеобразной уступкой демократии.
И вот после августа 91-го наконец свобода. Казалось бы, голосуй за кого хочешь. Но двадцать с лишним процентов российских избирателей 17 декабря 1995 г. проголосовали за коммунистов, и еще окончательно неизвестно, сколько их пройдет по одномандатным округам.
ПОЧЕМУ ТАК ПРОИЗОШЛО?
Во-первых, почти автоматически за коммунистов проголосовало старшее поколение. Их детство и молодость пришлись на годы первых пятилеток и войны, когда идеологическое оболванивание было особенно мощным. Общая беда сплачивает людей. Молодость - это то, что любой человек вспоминает с удовольствием. Поэтому, голосуя за коммунистов, пожилой человек как бы голосует за свою молодость.
Во-вторых. Из-за непродуманности политики реформ вхождение в рынок в России осуществляется с большими социальными потерями. Гигантская инфляция, обесценившая сбережения населения, многомесячные невыплаты зарплаты, приватизация, на которой разбогатели лишь немногие, войны в Таджикистане и в Чечне - все это отнимало у демократов голоса и автоматически добавляло их коммунистам. Словом, за 4 года пребывания у власти демократы совершили столько ошибок, что приходится только удивляться, что коммунисты набрали только 22,3% голосов.
Так справедливо ли делать далеко идущие выводы - о победе в России коммунизма? Едва ли. От одних лозунгов заводы не заработают на полную мощность и колбаса не подешевеет до 2 руб. 20 коп., даже если к каждой корове приставить по автоматчику. Тот же Г. Зюганов признает, что сталинские методы сегодня неприемлемы. Так что тех, кто боится второго пришествия большевиков, можно успокоить. Мы переживаем скорее всего последний рецидив долгой и застарелой болезни.