Когда этот номер готовился к печати, из дагестанского города Кизляр пришло сообщение о том, что дудаевские боевики захватили город. Опять расстреляны милиционеры, толпы заложников сгоняются в городскую больницу.
ЦЕЛИ Дудаева вполне очевидны: наглядно продемонстрировать России и всему миру, кто на Кавказе хозяин. Массовая гибель мирного населения, которая, к сожалению, снова неизбежна в связи с тем, что российские спецвойска и ВВС не научились до сих пор проводить "хирургические" операции, также неизбежно вызовет взрыв негодования в Дагестане.
Действия на Кавказе российских войск уже давно вызывают глухое раздражение народов, там проживающих. С другой стороны, часть дагестанских народов "не любит" чеченцев и приветствовала введение российских войск в Чечню. Таким образом, опасность открытого раскола Дагестана на две враждующие стороны очевидна.
Как и Чечня, Дагестан географически разделяется на горный и равнинный районы. В горах среди прочих народов проживают и чеченцы-аккинцы, среди которых немало сторонников Дудаева.
ВМЕСТЕ с тем в Кизляре помимо казаков проживает немало аварцев, лакцев, лезгин, и жертвы среди них неизбежно вызовут античеченские действия. Разумеется, "вождю чеченского народа" обо всем этом хорошо известно, поэтому вполне возможно, что, отдавая приказ на взятие равнинного Кизляра, Джохар Мусаевич мечтает о развязывании гражданской войны сначала в Дагестане, а потом, чем черт не шутит, и на всем Кавказе. О чем он, кстати, неустанно говорит с начала военных действий.
Если же ему удастся втянуть в "игру" и казачество, то война распространится на весь юг России.
Как и во время событий в Буденновске, Борис Ельцин мечет громы и молнии на экстренно созванном заседании Совета безопасности. Он снова ищет козла отпущения среди силовых министров.
После Буденновска им оказался министр внутренних дел Ерин, теперь вину за происшедшее пытаются возложить на директора Федеральной пограничной службы Андрея Николаева. "Пограничники "проспали" бандитов, - сказал Президент. - Им удалось пройти две границы: чеченскую и дагестанскую". Президент, вероятно, не учел, что между Чечней и Дагестаном граница одна, а не две, да и та административная. И закон о государственной границе, принятый Думой и подписанный им самим, обязывает Федеральную пограничную службу охранять только внешние рубежи государства.
Злые языки утверждают, что неприятности Николаева связаны с его сложными отношениями с другими силовыми министрами. Грачевым, который давно мечтает "проглотить" пограничную службу и устранить наиболее вероятного претендента на собственное кресло, а также директором ФСБ Барсуковым.
А между тем ответственность за войну в Чечне лежит на Верховном главнокомандующем всеми российскими войсками. И только он в силах войну прекратить.
* * *
Вместо послесловия. Ровно год назад в "АиФ" было опубликовано интервью "Солженицын о Чечне".
Вот цитаты из него.
КОГДА Дудаев объявил независимость Чечни, надо было молниеносно сделать выводы из этого факта. Раз вы объявляете независимость, то мы укрепляем границы, организуем таможни: никаких наркотиков, никакого оружия. Далее: всех чеченцев на российской земле с этого момента объявляем иностранцами. Извольте либо уезжать к себе, либо, как всякий иностранец, получайте визу, объясните цель вашего пребывания, род ваших занятий и какую пользу ваши занятия приносят России. А для всех русских, желающих покинуть Чечню, надо было найти средства их оттуда быстро принять.
Это я предлагал руководству нашей страны еще два с половиной года назад, из Вермонта. Это был бы конструктивный урок для Чечни. Я говорил: ради Бога, создавайте великую Чечню. Вы хотите международного признания? - так добивайтесь его. Вы хотите иметь дипломатические отношения? - так посылайте 50 посольств во все страны. Давайте 50 особняков в Грозном для приема всех послов. Создавайте воздушный флот. Делайте все необходимое.
Чечне нужно было дать научиться на собственном опыте, и она сама, быть может, пришла бы в Россию и сказала: примите меня обратно. Или ей придется через Грузию огнем и мечом соединяться с турецкой империей. Потому что маленькая нация не может в наше время существовать как государство.
Даже сейчас в этих тупиковых условиях не все еще потеряно. Чечню в ее истинных национальных границах надо признать. Пусть она будет независимой, если она этого хочет.
Но если не признаем их независимость - тогда что? Конфедерация? Значит, начало развала всей России. Просто подчинить Чечню себе - значит вызвать гражданскую войну, расширенную на весь Кавказ, возжечь вражду с мусульманским миром.