К концу 80-х гг. в СССР был создан сверхмощный ВМФ. Однако никто и никогда не задумывался над тем, что делать с огромной массой металла, с тысячами кораблей, если... не будет войны.
К НАЧАЛУ 1993 г. в российском ВМФ, унаследовавшем весь атомный флот СССР (а это порядка 230 атомных подводных лодок), были выведены из боевого состава 93 подводные лодки, из которых утилизировано* только 5 единиц. Всего к 2000 г. из состава ВМФ России планируется вывести более 150 атомных подводных лодок, в том числе 95 - на Северном флоте и более 60 - на Тихоокеанском.
По состоянию на конец 1995 г. в ВМФ России уже числились 142 атомные подводные лодки, выведенные из эксплуатации. Из них 88 единиц стояли у причалов с невыгруженными реакторами.
СЛОМАТЬ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ ПОСТРОИТЬ
ПО СУТИ утилизация подводных лодок почти не ведется. За последнее десятилетие все атомные подводные лодки первого поколения (типа "Ленинский комсомол") были выведены из эксплуатации и поставлены в отстой. Но к январю 1995 г. ни одна из них так и не была утилизирована.
К началу 1995 г. в пунктах базирования сил флотов, на заводах ВМФ и промышленности России скопилось более 120 атомных подводных лодок (в том числе на Северном флоте до 70 единиц и на Тихоокеанском - более 50).
Активные зоны реакторов оказались выгруженными только с четырех десятков атомных подводных лодок. Более 90 атомных подлодок, выведенных из эксплуатации, находятся в местах постоянного базирования в неудовлетворительном техническом состоянии. Общий срок службы каждой из них достиг 32 - 35 лет. Почти 40% из этих лодок более 10 лет не имели ремонтного обслуживания: такие корабли крайне сложно поддерживать на плаву. В то же время наличие на большинстве атомных подводных лодок активных зон реакторов создает опасность ядерных и радиационных инцидентов.
В Минобороны РФ в 1993 г. было создано управление по проблемам ликвидации и утилизации вооружений и военной техники. Однако в управлении отсутствовал отдел по утилизации объектов ВМФ, а созданную небольшую морскую группу (из 3 человек) вскоре вообще упразднили. А ведь объем необходимых ассигнований на содержание военно-морской техники, подлежащей утилизации, значительно больше, чем во всех других видах Вооруженных Сил! Он составляет порядка 40 - 60 % от всего требуемого объема затрат по Министерству обороны на содержание выводимых из боевого состава военной техники и вооружения.
К сожалению, руководство Минобороны многие десятилетия является чисто армейским. И это в определенной мере объясняет тот факт, что не всегда объективно оцениваются предложения, выдвигаемые моряками, а проблемы флота прорабатываются неглубоко.
ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ ДОРОЖЕ?..
НЕОТЛОЖНОЙ задачей является прежде всего выгрузка из реакторов отработанного ядерного топлива. ВМФ России оставляет в Северном и Дальневосточном регионах от 70 до 75 % радиоактивных отходов. (Остальное приходится на долю АЭС, атомных ледоколов и других объектов Минатома.) Реально эти проценты соответствуют сотням тысяч кубических метров. Поясним, что радиоактивные отходы - это все, что остается как в ходе эксплуатации атомных подводных лодок, так и перед их утилизацией: металл с наведенной радиоактивностью, реакторные отсеки лодок, вода из трубопроводов реакторной установки, другие твердые и жидкие радиоактивные вещества, "загрязненные" материалы (инструменты и одежда экипажа, ветошь, промывочная вода, вода после дезактивации и т. п.).
Вместе с этим проблема утилизации и реализации корабельного металла обостряется с каждым днем. Во-первых, на флотах отсутствуют свободные хранилища радиоактивных отходов. Во-вторых, нет специализированных хранилищ отработавшего ядерного топлива. В-третьих, на флотах для него отсутствуют перевалочные базы. В-четвертых, практически до сегодняшнего дня на флотах нет действующих комплексов по переработке жидких и твердых радиоактивных отходов, полностью отсутствуют региональные могильники для захоронения радиоактивных отходов.
Основополагающая причина многочисленных проблем флота - это резкое сокращение ассигнований как на совершенствование флота, так и на его сокращение, и особенно утилизацию кораблей.
Если не будут приняты срочные меры, Россия столкнется с прогрессирующим возрастанием затрат на утилизацию атомных подводных лодок, выведенных из состава ВМФ, а также с необходимостью поиска чрезвычайно дорогостоящих способов захоронений аварийных реакторов из-за невозможности выгрузки из них активных зон.
Выход - перейти на прямое финансирование нужд ВМФ. Проблемы атомных подводных лодок должны быть не только выделены "отдельной строкой" при определении госзаказа, но и иметь безусловный приоритет при распределении финансовых ресурсов.
Руководители страны должны открыто признать, что самостоятельно с проблемой вывода из боевого состава флота атомных подводных лодок и их утилизацией при нынешней экономической ситуации России не справиться.
Следует обратиться за помощью к международному сообществу. Понимание экологической угрозы может заставить другие государства подключиться к лечению этой нашей головной боли.
Георгий КОСТЕВ, контр-адмирал в отставке, профессор член-корреспондент Академии военных наук.
___
* Термин "утилизация" в данном случае означает, что ядерное топливо выгружено, реакторный отсек вырезан и поставлен в спецхранилище на ближайшие 30 - 70 лет, а все остальное разделано как металлолом.
Автор этого материала в начале 60-х годов был одним из первых командиров советских атомных подводных лодок.