В Аналитический центр "АиФ" непрерывно поступает и обрабатывается информация о состоянии дел в Чечне. Огромную помощь в анализе обстановки оказывают письма читателей еженедельника, в которых содержатся предложения по урегулированию конфликта, рассматриваются причины его возникновения.
Изучив и обобщив поступающие материалы, Аналитический центр "АиФ" предлагает свои варианты выхода из чеченского кризиса.
ИСТОКИ КОНФЛИКТА
ПРАКТИЧЕСКИ вся история чеченского народа за два последних столетия - это история противостояния с Россией. Вековые культурные традиции, психология взаимоотношений, система воспитания и пр. имеют мало общего с российским образом мышления. Это ментальность селян-горцев, не умеющих и не желающих подчиняться каким-либо иным законам, кроме своих собственных. Чеченцам свойственны стремление к абсолютной свободе, культ силы и оружия, верность избранному лидеру. Именно среди селян-горцев Джохар Дудаев пользуется наибольшим авторитетом, именно в этой среде чеченская мафия рекрутирует себе солдат.
В то же время за период, последовавший вслед за включением Чечни в состав России, в чеченском обществе возникли и укрепились слои интеллигенции, рабочих промышленных предприятий, управленцев. Эта часть чеченского общества стремится "направить свою родину по европейскому пути развития. Вполне очевидно, что в своих устремлениях она ориентируется на Россию.
Введение российских войск резко обострило противоречия в чеченском обществе, но их вывод, возможно, усугубит это противостояние.
Конфликт между Россией и Чечней начался с избрания Джохара Дудаева в качестве президента, заявившего вскоре о суверенности Чеченской республики. С не меньшей решимостью об этом в свое время заявляли и другие республики, например Татарстан и Башкортостан. Тем не менее война началась именно в Чечне. Отсюда можно сделать заключение, что не в этом причина войны. Любой суверенитет возможен, если руководители независимых государств способны договориться. Но в то время ни Д. Дудаев, ни Б. Ельцин не хотели смирить гордыню и начать переговоры. Поэтому на пути к миру проблема того, что делать с самим Дудаевым, стоит на первом месте.
Но при любых решениях "дудаевского вопроса" Россия, а вернее, ее руководство окажется в невыгодной ситуации. В случае пленения президента Чечни россияне могут стать свидетелями крупнейшего политического скандала. На суде Дудаев наверняка сможет рассказать о фактах, раскрытие которых может больно ударить по многим политическим деятелям России. Поэтому брать Дудаева живым невыгодно. Убийство же чеченского лидера тоже особых облегчений в решении российско-чеченского конфликта не принесет. В этом случае события могут принять совершенно неуправляемый характер, так как чеченские ополченцы начнут мстить за своего лидера.
ПОЧЕМУ БОРЬБА БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬСЯ?
ЧЕЧНЯ как была, так и остается черной дырой, в которую уходят огромные деньги из российской государственной казны. Естественно, что сложившееся положение дел вполне устраивает тех, кто имеет к этим деньгам прямое отношение. Скорее всего чеченский "Клондайк" постараются использовать почти до самых президентских выборов, так как вполне возможно, что эти деньги впоследствии смогут сыграть не последнюю роль в предвыборной кампании.
В то же время чеченский конфликт имеет и сугубо российские корни. После 1991 г. от государства, именовавшегося СССР, осталось гигантское наследство прежде всего в виде различного вида оружия. Под чеченский конфликт сегодня списывается и распродается оружие, техника, которые расползаются не только по бывшим советским республикам, но и по многим зарубежным странам. Продать его, положить деньги на счета в западных банках стало непреодолимым искушением для некоторых генералов. Естественно, что удобнее всего это было сделать через своего бывшего коллегу Джохара Дудаева. Новый президент Чечни честно делился доходами от продажи оружия со своими московскими партнерами. Это послужило рекомендацией для принятия его в новую "игру" с фальшивыми авизовками. Еще один объект совместного грабежа - нефть и нефтепродукты. Грозненский нефтеперерабатывающий завод и до и после официального разрыва Дудаева с Москвой активно перерабатывал российскую нефть. По трубам эта нефть резво текла к черноморским терминалам, но ни один рубль от этих операций в российский бюджет не поступал.
Вопрос о необходимости "приструнить" Дудаева встал, когда на горизонте реально замаячила перспектива реализации нефтяного "контракта века" - совместная с Западом разработка каспийских нефтяных месторождений и транспортировка нефти через Чечню к Черному морю. Именно тогда нефтяные короли России поставили вопрос о новом "замирении" Чечни силой оружия. Военные, как утверждают, выступали против введения войск, но нефтяное лобби оказалось сильнее. И война все-таки началась. В результате конфликт, именуемый политологами "контролируемым", продолжается до сих пор.
Представляется маловероятным, что чеченский конфликт может быть разрешен теми же политиками, которые его развязали, то есть Ельциным и Дудаевым. Но все-таки определенный шанс имеется, и его стоит рассмотреть.
ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ ЗАМИРЕНИЯ
ПЕРВЫЙ шаг должен сделать Президент России. Он публично заявляет о том, что, преследуя благие цели наведения конституционного порядка в одном из регионов страны, не смог просчитать последствия этого действия, не учел характер чеченского народа. Объявляется прекращение огня со стороны федералов. Президент выступает с просьбой прекратить огонь и со стороны дудаевцев. Оглашается программа дальнейшего урегулирования.
Используем печальный опыт чернобыльской катастрофы. Тогда в результате взрыва ядерного реактора на карте страны появилась особая территория, с особым статусом, откуда были вывезены тысячи людей.
Предлагается следующая схема.
Организуется вывоз в Россию жителей республики, которые не захотят оставаться на ее территории. Далее их подключают к государственной программе по размещению беженцев. Одновременно создается комиссия из гражданских и военных лиц, при участии представителей кавказских республик, которая будет вести переговоры с дудаевцами об обмене пленными.
Далее начинается отвод войск. Войска рассредотачиваются вдоль границы с Чечней и переподчиняются пограничному ведомству. Начинается установка границы. Развертываются средства ПВО, чтобы прекратить несанкционированный полет самолетов в обе стороны. Тем самым триллионы, отпускаемые на ведение боевых действий и восстановительные работы, неизвестно куда исчезающие, направляются на обустройство беженцев и организацию границы, что прекратит проникновение оружия на территорию Чечни и террористов в российские города.
Народу Чечни дается шанс самому выбрать, быть ли республике независимой. Она может выйти из России со всеми вытекающими отсюда последствиями (вряд ли мировое сообщество будет спешить с признанием такого государства). Проводятся выборы. Чечня может обратиться к любой (российской или международной) организации о помощи в решении этого вопроса. И когда наконец будет установлена власть, признанная большинством чеченского народа, Россия уже на официальном уровне будет вести с представителями Чечни переговоры о взаимоотношениях. До окончания переговоров передвижение чеченцев с территории России в Чечню и обратно должно проходить в режиме госграницы.
ВЫВОД
ПРИСУТСТВИЕ в Чечне войск - это не причина конфликта, а его следствие. Военные - всего лишь пожарные, возможно, неумелые, непрофессиональные, но других нет и не скоро будут. И в этом вина нынешнего государства. Если армия и милиция не могут навести конституционный порядок на части территории России, значит, тем более нужно усилить поиск мирных путей урегулирования конфликта.