"Старт русских был катастрофичным, - пишет в передовой статье английская "ТАЙМС". - Из трех колонн, которые вошли в Чечню, две сразу же увязли, одна попала в засаду. Чеченцы захватили 47 российских военнослужащих. Это имело незамедлительное влияние на моральное состояние войск, которые и так ослаблены дезертирством, дезорганизацией и низкой дисциплиной. Еще более беспокоящими выглядят атаки мусульман на российские войска в Ингушетии, что возрождает старые страсти у народов Кавказа и ведет к общему восстанию.
"ЕСЛИ СИЛА ПРИМЕНЯЕТСЯ, ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ РЕШАЮЩЕЙ"
ПЯТЬ лет назад последний российский солдат покинул Афганистан. Хотя Чечня более изолированна и менее обширна, страхи вовлечения в трясину новой войны пугают как военное руководство, так и простых солдат. Президент Ельцин, позволив такое развитие событий, взял на себя большую часть ответственности за сегодняшнюю сложную ситуацию.
Чечня не имеет законных оснований для своей независимости, моральная сторона дела также не в ее пользу. Отколовшееся государство жило за счет незаконной торговли, организованной преступности, которая обосновалась во многих российских городах. Это был рай для угонщиков самолетов и преступников, одним словом, живой упрек попыткам Президента Ельцина создать общество, основанное на законе.
Колеблющаяся Москва брала на вооружение то политику угроз, то предлагала компромисс, что в итоге привело к сплочению враждующих группировок внутри Чечни вокруг Дудаева. За сегодняшним жестким подходом Москвы лежит унижение. Брошен вызов не только авторитету Ельцина, но и генерала Грачева. Однако унижение - не лучшая политическая основа для действий. Уже угроза военных действий стоила Ельцину значительной политической поддержки, в том числе и со стороны Гайдара.
Нация не может терпеть вооруженного вызова внутри своей страны. Переговоры с позиции угрозы применения силы были бы лучшим выбором. Но сейчас уже нет дороги назад. Если сила применяется, она должна быть скоординированная, подавляющая и решающая. Полумеры только увеличат сопротивление и приведут к кровопролитию.
Сейчас же политическая путаница в Москве и нескладные военные операции в Чечне делают быструю и эффективную акцию все менее вероятной".
ЭТО ПОХОЖЕ НА ТАНЕЦ НА ВУЛКАНЕ
"ОТДАВ распоряжение о введении российских войск в Чечню, Борис Ельцин намерен "одним махом" решить сразу несколько задач, комментирует немецкая газета "Остзеецайтунг". Во-первых, было необходимо продемонстрировать остальным российским республикам, прежде всего Татарстану и Башкортостану, что может ожидать в России "отщепенцев". Во-вторых, Россия таким образом получила возможность продемонстрировать на своем южном фланге мощь и силу. И западный мир взирает хоть с недоверием, но и с определенными симпатиями на это гегемонистское стремление России, направленное в немалой степени против усиливающихся поползновений исламского фундаментализма. Поставив на колени непокорных чеченцев, Борис Ельцин намеревается тем самым добиться и внутриполитических успехов, укрепить свои позиции по отношению к парламентской оппозиции. Однако подобная военная интервенция похожа на танец на вулкане, который может проснуться, если сопротивление чеченцев усилится".
ДЕЛО НЕ ТОЛЬКО В ЧЕЧНЕ
БОЛЬШИНСТВО западных лидеров стоит на той точке зрения, что вооруженный конфликт в Чечне - это внутренний российский кризис. Однако многие обозреватели считают, что последствия конфликта могут сказаться далеко за пределами и Чечни, и России.
В прошлом веке горные народы Кавказа во многом объединяла борьба за то, чтобы освободиться от гегемонии России. За последние пять лет появились признаки того, что они готовы еще раз вступить на этот путь. Чеченцев всего один миллион, но население Северного Кавказа, включая Ингушетию, Дагестан, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию и Адыгею, превышает пять миллионов.
Речь идет о территории, простирающейся от Черного моря до Каспия.
Кавказцы могут бросить серьезный вызов российской армии. В настоящее время их объединяет Конфедерация народов Кавказа, организация, не имеющая реальной силы. Тем не менее прибытие российской армии может привести к усилению влияния Конфедерации и способствовать укреплению солидарности кавказцев.
Рост сепаратистских тенденций в этом регионе может незамедлительно отразиться на стабильности Закавказья - Грузии, Армении и Азербайджана. Отколовшаяся от Грузии Абхазия была в 1989 г. одной из основательниц только что упомянутой конфедерации кавказских народов. Южная Осетия также может вновь заявить о своих притязаниях на независимость от Грузии. Лезгины могут вспомнить о своей давней вражде с Азербайджаном.
Все три закавказских государства рискуют оказаться отрезанными от своих давних северных путей торговли с Россией. Чечня занимает важнейшее стратегическое положение. По ее территории проходят линии нефте- и газопроводов, важнейшие шоссейные и железнодорожные магистрали. (По материалам Би-би-си.)
КОМУ УГОДИЛ ЕЛЬЦИН?
ЖИВУЩИЙ в Мюнхене писатель Владимир Войнович считает, что, когда начинают говорить танки, проблема, которую они пытаются решить, становится неразрешимой. Это история уже много раз нам показала. На вопрос корреспондента "Немецкой волны": "Что, по-вашему, заставило Ельцина вообще принять это решение?" - Войнович ответил: "Его заставила, как ни странно, склонность к компромиссам. Дело в том, что он управляет государством, в котором существуют самые разные силы, которые не способны к сосуществованию друг с другом. И вот они тянут его и в ту сторону, и в эту, и он пытается угодить и тем, и этим. А тех, которые склонны к силовым волевым решениям, к решениям необдуманным, становится все больше и больше, их влияние все больше, а президент пытается им угодить".
ЦЕНА ПОХОДА В ЧЕЧНЮ - СОТНИ МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ
ВО СКОЛЬКО операция в Чечне обойдется казне, обремененной уже громадным государственным долгом? Точных данных пока нет, но есть пункт в постановлении правительства от 9 декабря: Министерству финансов обеспечить финансирование предусмотренных мероприятий.
Корреспондент радио "Свобода" смог получить оценки затрат только у бывших министров финансов. И Федоров, и Гайдар сошлись на том, что сегодня это сотни миллиардов, завтра - может вылиться в десятки триллионов рублей. Однако все резервные фонды бюджета текущего года, вместе взятые, - это не более 2,5 триллиона, включая затраты на ликвидацию последствий стихийных бедствий, например землетрясения на Курилах. Сколько пробудут в Чечне российские войска, вряд ли кто возьмется сегодня предсказать, и сколько на это потребуется денег - тем более.
Когда в казне иссякнут все возможные резервы, включится печатный станок. Если произойдет именно так, то судьба валютного курса рубля, не говоря уже о темпах инфляции, предрешена.