Примерное время чтения: 11 минут
189

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ. Первый - на первом

Год назад, после убийства Влада Листьева, на Общественном российском телевидении долго не могли подобрать ему замену. В конце концов нашелся человек, который не побоялся занять место генерального директора ОРТ. Это - Сергей Благоволин, известный ученый, занимавшийся стратегическими исследованиями. С тех пор, по признанию многих, и канал стал интереснее, да и порядка внутри телекомпании прибавилось. Но сегодняшняя беседа Николая ЗЯТЬКОВА с Сергеем БЛАГОВОЛИНЫМ не о первых успехах ОРТ, а скорее наоборот.

- Сергей Евгеньевич, начнем с простого вопроса. Смотрите ли вы телевизор? Дело в том, что, как нам признавались ваши предшественники, они этим не увлекались. И о продукции своего канала узнавали от других.

- Телевизор я, конечно, смотрю. И прежде всего свой канал. Конечно, я не смотрю все подряд. Но обязательно - "Новости" (свои и "чужие") и основные политические программы, что составляет главный предмет моего интереса. А остальное - по симпатии.

- Хорошо. Тогда скажите, можете ли вы, как главный телезритель, не допускать какие-то передачи на экран или снимать после неудачного дебюта?

- Это очень сложно, потому что многие программы у нас идут в прямом эфире, многие делаются независимыми телепроизводителями. То обстоятельство, что мы обладаем на них минимальным влиянием, абсолютно неприемлемо. И не нужно меня подозревать в том, что я пытаюсь установить цензуру. В любой стране, в каждой телекомпании, в газете есть своя редакционная политика. Сейчас же у нас поставить любую политическую программу на порядок проще, чем потом ее снять. Сразу скандалы, дополнительная реклама авторам...

- Тогда проясните, что же значит соответствовать духу ОРТ? В чем заключается политика канала?

- Не хочу вдаваться в теорию, а поясню на конкретных темах. Лейтмотив почти всех программ о Чечне, за исключением того, что мы даем в "Новостях", - война ужасна, ведут ее дураки и преступники. А есть и другая точка зрения, которую разделяю я и не стесняюсь этого. Да, война в Чечне - это ужасно. Началась она абсолютно неподготовленно, сопровождается огромным количеством ненужных жертв. Но это война за сохранение территориальной целостности России, война против незаконного режима, который возник вопреки Конституции России.

Или возьмем наше отношение к властям. Их, конечно, нужно критиковать. Для этого органы массовой информации существуют. Но когда речь идет о соревновании, кто громче крикнет оскорбительное слово в адрес законной власти в стране, это - ненормально.

- Вы согласны с тем, что ОРТ называют пропрезидентским каналом?

- Я считаю, что для России было бы важным сохранение нынешнего курса, несмотря на явную необходимость серьезных корректировок. Канал, который декларирует свою приверженность к демократическим ценностям, по-видимому, не должен стремиться к тому, чтобы опрокинуть власть, которая при всех ее недостатках и болячках удерживает российский корабль на плаву. Мои личные симпатии несомненно принадлежат нынешней власти, но это не означает, что мы не даем времени на экране оппозиции.

- Вас упрекают в том, что вы Ельцина показываете чаще, чем других кандидатов в президенты.

- Но он же помимо всего прочего еще и действующий президент, ведущий активную политическую жизнь! К тому же частое появление на экране не идет "в плюс" однозначно. Ведь людям постоянно напоминают, что это тот человек, который отвечает за происходящее в стране. Потом еще бывает и эффект перенасыщенности одной личностью. А вообще-то мы ведем учет того, сколько раз мы показываем каждого политика. В Думе я привел данные по основным политическим фигурам. Но всегда кто-то будет недоволен.

- В свое время Кравченко, руководивший первым каналом, говорил: меньше политики, больше развлекательности.

- У нас была задача запустить в работу канал, работающий на новых экономических принципах после акционирования, он должен быть интересным, но первый общенациональный канал не может быть развлекательным.

Совершенно неправильно считать массового зрителя готовым прожевать все, что ему подсунут. Кроме того, должно быть видно сразу, что 1-й канал - это канал российский. Мы за этот год увеличили число отечественных фильмов на экране более чем в два раза. Их у нас больше, чем на остальных каналах. Теперь только примерно одна треть - зарубежные фильмы. Но проблема в том, чтобы показывать не только старые советские фильмы, но и новые российские.

- Ну и в чем же дело? В деньгах?

- Да. Зарубежные фильмы можно купить дешевле. Мы ведь живем в театре абсурда. Наш канал, кстати, вообще не получает ни рубля согласно тому бюджету, который был утвержден в прошлом году.

- Как же он существует?

- 49% акций принадлежит негосударственным держателям, которые финансируют канал. Примерно 25% наших потребностей покрывает реклама.

- Значит, ОРТ существует на частные деньги? Вы не могли бы напомнить, кто, помимо государства, является владельцем канала?

- Это "Столичный банк сбережений", "ЛогоВАЗ", "Газпром", "Объединенный банк". Были банк "Национальный кредит", фирма "Микродин", но они сейчас денег не дают.

- Наверное, когда они становились акционерами, то надеялись, что будет большой поток рекламы и они заработают себе на бутерброд с икрой...

- В самом начале было ясно, что канал станет прибыльным года через два-три. И поэтому те серьезные акционеры, как "ЛогоВАЗ", которые вкладывают средства сейчас, делают это, исходя из долгосрочных планов и интересов.

- А не связано как-то с их интересами то, что вдруг с канала исчезает Солженицын и появляется Невзоров?

- Во-первых, Невзоров со своим "Диким полем" появился на канале довольно давно. А Солженицын? Тут я готов еще раз пояснить. Меня гложет совесть за то, что мы сделали все очень невежливо. И в этом виноват я. Проблема же заключалась в том, что тогда фактически начиналась избирательная кампания в парламент. Солженицын выступал у нас регулярно с программами политического характера. И было совершенно очевидно, что это неизбежно будет означать скандал - когда к нам обратятся другие люди с требованием дать им время на такую же регулярную политическую программу. Но я повторяю, что Солженицын всегда желанный гость на первом канале.

А что касается Невзорова, то я считаю, что это очень талантливый журналист. Его "Дикое поле" кому-то нравилось, кому-то нет. Но рейтинг передачи был высокий. Выход же его с политической программой произошел вопреки моему желанию, моему мнению. Сделана большая ошибка. Мы потеряли Невзорова как Невзорова. И не обрели его как Киселева N 2. Политическая аналитика - не его профессия, а своей серьезной аналитической базы у передачи нет. Нам говорят о каком-то отделе стратегической разведки ЦК КПСС, который якобы подпирает эту передачу. Но такого отдела не было в природе.

- Вы можете назвать человека, который поставил эту передачу?

- Борис Березовский. Он является первым заместителем председателя совета директоров.

- Наверное, здесь была какая-то политическая задумка. Предполагают, что Невзоров сможет оттянуть на себя сторонников Зюганова и "привести" их к Ельцину.

- Однажды "Литературка" опубликовала такую шутку: "Одна швейцарская фирма выпустила часы столь тонкие, что в них не помещается даже собственный механизм". Так вот, если в этой передаче есть какой-то подтекст, который непонятен даже мне, то он, очевидно, столь тонок, что смысл в нем не помещается.

- Многие сожалеют, что ушла с канала ведущая Татьяна Комарова.

- Никто Комарову с канала не выгонял. Я надеюсь, что мы найдем способ, как ее сохранить на канале.

- Сергей Евгеньевич, а вы не пробовали смотреть на ваш канал глазами человека, который живет там, где есть всего один магазин, туалет - на улице, вода - в колодце, а зарплату два месяца не платят? И вот он смотрит телевизор. Наряженные люди много говорят о политике. Потом эти программы перебиваются рекламой, там проносятся какие-то все впитывающие прокладки, стиральные чудо-машины, "Мерседесы". У него ощущение, что он живет в другой стране...

- Есть на нашем канале и "Провинциальные истории", "В городе N", "Играй, гармонь", готовятся и другие. Мы пытаемся сделать все, чтобы телевидение было не только телевидением для Садового кольца. Судя по реакции людей, чего-то мы добились.

- Как вам видится будущее? Вы не боитесь, что изменится политическая ситуация, новые политические силы придут к власти и попросят вас уйти?

- Не боюсь. Я верю, что на выборах победит Ельцин. Потому что страна не переживет еще одной революции. Потому что он сохранил Россию от распада. Без потоков крови. А ведь шло к развалу, шло к крови. Великая страна рухнула не в Беловежской пуще, а куда раньше.

Почему победит Ельцин? Потому что коммунистическая идея показала свою несостоятельность везде. Я сам был в партии. И не последним человеком: был секретарем парткома огромного института, членом бюро Севастопольского райкома партии. Прошел там прекрасную школу, которая мне очень помогает в жизни. Но надо признать, что в России пытались внедрить совершенно несвойственную ей идеологию. Идеологию разрушительную. Она в России убила духовность. В стране все не принадлежало никому. Люди в душе становились "перекати-поле", на месте держала их только прописка.

То, что касается этого кресла... Я здесь не собираюсь оставаться пожизненно. Слава Богу, я специалист довольно известный.

- Многие со сменой власти опасаются репрессий...

- Да, идеология коммунизма не меняется: общественная собственность, атеизм, классовая борьба... Не зря ведь, в отличие от других стран, не изменилось даже название партии. И если люди не понимают этого перед выборами, тогда беда. Очень многих будут карать не за то, что они нарушили закон, а за то, что они жили по закону. По закону, который тогда будет признан недействительным. Если такая большая страна, как наша, снова шарахнется назад, она просто рухнет, превратится в развалину, как Югославия. Ведь у людей начнут отбирать законное! Не у жуликов, которых Ельцину давно бы надо посадить, а у миллионов людей, которые завели свое дело или работают на частных или акционерных предприятиях.

- Но очень многих простых людей это не коснется, и они надеются что-то получить от новой власти.

- Моральное удовлетворение получат они от нескольких громких процессов. Но многие из них через некоторое время начнут спрашивать себя: "Что я наделал?" Потому что он снова не сможет сделать и шага, не получив справки из домоуправления, милиции, сельсовета, не получив разрешения на то, чтобы забить лишний гвоздь на своем садовом участке. Среднее и нижнее звено чиновников не поменяется. А поскольку запретов станет больше, то и нервотрепки, и поборов будет тоже больше.

- Многие надеются, что будет работа, будет регулярно выплачиваться зарплата...

- Да, и мясо по 2 руб. 20 коп.! Цена была, а мяса не было. Вся страна стояла в очередях, включая Москву. Зато Советский Союз один производил вооружения больше, чем все остальные страны мира вместе взятые! И мы выпускали огромные грузовики, которые возили воздух и которые, как оказалось, не покупают, не нужны в таком количестве. Вернуться к тому положению нельзя, даже если сильно захотеть.

Конечно, нынешний курс нуждается в очень серьезных корректировках. Ельцин и его соратники не заблуждаются по поводу того, что без таких корректировок успеха быть не может.

- Не носят ли эти шаги налета предвыборного популизма?

- Налет, конечно, есть. Но у таких серьезных политиков, как Ельцин, есть еще и чувство самосохранения. Жизнь выборами не кончается. И если все будет сшито на живую нитку, через несколько месяцев социальные проблемы начнут обостряться. Но как бы то ни было, история уже дала четкий ответ на вопрос, какая экономическая система лучше. Все страны мира, за исключением Кубы да Северной Кореи, идут другим путем. И я не думаю, что большинство россиян захотят снова маршировать строем и носить брюки одинаковой длины и ширины. Поэтому я уверен, что здравый смысл и родительская ответственность за судьбы своих детей возьмет верх.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно