Примерное время чтения: 7 минут
383

ПОСТРОЕННЫЕ В РОССИИ ТУРКАМИ ЗДАНИЯ СТАНОВЯТСЯ НА 20 - 50% ТУРЕЦКОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ. Сидим без работы, а турки вкалывают

Года два назад предлагался то ли в шутку, то ли всерьез такой вариант выхода из кризиса по-русски. Сначала мы, прикидываясь бедными, выпрашиваем у иностранцев льготные кредиты, потом на эти деньги этих же иностранцев и нанимаем. Они вкалывают, а мы преспокойненько "ждем урожая". Пока все так и получается: кредиты нам исправно привозят, иностранные рабочие в Россию потекли. Осталось выяснить: на пользу это нам или во вред.

ИНОСТРАННЫЕ рабочие в России сосчитаны Федеральной миграционной службой, можно сказать, до одного человека. В прошлом году у нас работал 281081 иностранец (в 2,2 раза больше, чем в позапрошлом). Ближнего и дальнего зарубежья - примерно 50 на 50. Каждый третий - украинец, каждый пятый - либо турок, либо китаец.

Впрочем, жизненный опыт подсказывает, что братьев из бывших союзных республик в России минимум в 2 - 3 раза больше, чем утверждает официальная статистика: им легче раствориться в океане русскоязычного бизнеса.

МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ

Кирилл С, не последнее лицо в одной частной российской строительной конторе:

- У меня работают хохлы, четверо. Плачу им 10% от стоимости заказа. В прошлом месяце вышло по штуке баксов на каждого. Живут в бытовках здесь же, на стройке. Два месяца работают - на неделю уезжают домой. А с нашими я должен был бы целый день на площадке торчать: пришел - они работают, ушел - встали и пить будут.

Сергей Л., каменщик из г. Николаева (Украина):

- Мы сами собрали бригаду, приехали в Москву, пришли на обычную стройку, договорились. Живем в доме, который ремонтируем. Платят нам половину от того, что своим. Тысяч по 500 выходит. Но все равно это раз в 10 больше, чем я в Николаеве зарабатывал.

Владимир Романов, московский строитель:

- Не знаю, почему теперь чаще турок приглашают, а не наших. Наверно, начальство от этого что-нибудь имеет. Я этим летом халтурил с венграми на одной квартире в Москве, видел, как они работают. Наши не хуже. У меня выходило тогда по 125 тыс. в день, а здесь - по 800 тыс. в месяц.

Алексей Петрович, бригадир разнорабочих на турецкой стройке:

- Наших они на квалифицированную работу не берут, а сами к совковым лопатам не пойдут. Платят мне полтора миллиона в месяц. С четырех до шести идет полуторная оплата, после шести - двойная. Кормят за счет фирмы два раза в день.

Алисан (Турция):

- Мы со старшим братом решили подзаработать, чтобы младший мог учиться. Но нас обманули. В Турции договаривались на 1000 долларов, а платят 700. Правда, там я такую работу вряд ли бы нашел. А если и нашел бы, то с моей квалификацией получал бы долларов 500, не больше.

Николай Н., "наш" водитель в югославской компании:

- На Новый год хозяин дал отпуск на неделю. Я с семьей уехал в деревню. Первого января вечером звонят (прикидываешь, куда прозвонились!): "Срочно возвращайся, завтра директор из Югославии прилетает." Собрался и поехал назад. На них работать знаешь как? Три месяца назад взяли 21 каменщика - наши ребята, из Тулы, сейчас остались только трое, остальные не выдержали.

Инофирма, нанимая российского гражданина, заплатит ему за ту же работу примерно вполовину меньше, чем своему. Немецкий строитель получает в 1,5 раза больше, чем турецкий, и в 3 раза больше, чем российский на российской стройке. Зато украинцы и белорусы на 20 - 30% дешевле, чем наши. Если работодатель решит оформить все официально, то за каждого иностранного рабочего ему надо заплатить в казну одну минимальную зарплату в год. Обеспечение жильем, оплата проезда с Родины и обратно - все это, как правило, по договоренное Вот и посчитайте, кого нанял выгоднее.

Иностранцы, работающие в России, составляют 5% от тех, кто работы не имеет. 55% работают в строительстве, 16% - в промышленности, 12 - в сельском хозяйстве. В этих отраслях - большинство из стран СНГ. Специалисты - "варяги" требуются при операциях с недвижимостью, в здравоохранении, торговле, банках, органах управления и, как ни странно, в лесном хозяйстве.

90% приезжих - рабочие. И у нас, кстати, 60% безработных тоже рабочие. По закону администрация регионов должна следить за тем, чтобы иностранцы не занимали дефицитных рабочих мест. Но даже в самой неблагополучной Ивановской области нашлась работа для иностранцев (правда, всего для 113 человек). Больше всего приезжих - каждый пятый - трудятся в Москве, а в столице с безработицей все в порядке.

Специалисты клянутся, что вся иностранная рабочая сила -капля в море и никакого влияния на наш рынок труда она не оказывает. Приезжие не отбирают у россиян кусок хлеба. Пока, во всяком случае.

РОССИЯ - НЕ ДЛЯ РУССКИХ

АМЕРИКЕ однажды помог лозунг, который по-нашему звучит примерно так: "Быть американцем - значит покупать только американское". Мы, наверное, пока не настолько богаты, чтобы поддерживать отечественного производителя.

Возьмем, например, строителей (именно здесь иностранцы составляют нашим самую большую конкуренцию). Если на торги выставляется какой-нибудь строительный заказ и к участию в конкурсе приглашается хоть одна иностранная фирма, то, как пить дать, она его и выигрывает. Причины всем давно известны. Хрестоматийный пример со зданием Госдумы. Наши запросили на его реконструкцию 120 млн. долларов и срок не менее года. А турки согласились выполнить тот же объем работ за 70 млн. и два с половиной месяца.

У наших проблемы начинаются сразу из-за оборудования и материалов. А дальше все упирается в отсутствие банковских гарантий. Так было, например, с военными городками для наших частей, выводимых из Германии. Дойчмарки уплыли от российских предпринимателей. Уплыли они и от наших рабочих. В подмосковной Кубинке право на строительство военного городка выиграли финны. Сами строить не стали, а пригласили прибалтов. Впрочем, это деньги немецкие. Обидно, конечно, но главное, чтобы военные получили квартиры.

Другой пример - уже про наши деньги. Они тоже не всегда достаются российским фирмам и российским строителям. В г. Ельне (Смоленская область) один строительный подряд выиграла хорошо знакомая по видеотехнике фирма "Самсунг". Строить... наняла турок. Смоленские строители возмутились, написали письмо Президенту. Им ответили: "А что вы хотели? Это же рынок, господа!"

В прошлом году было проведено около 600 торгов. Минимум в каждом третьем случае выиграли иностранцы. С другой стороны, в нашей стране на 5,7 млн. российских строителей - 150 тыс. приезжих. Вот и считайте: инофирмы выигрывают тендер, получают в свое распоряжение "российские доллары" и потом нанимают наших же строителей их отрабатывать. Спрашивается, за что мы кормим "басурманов"? Только за то, чтобы над русским человеком с "погонялкой" стояли?" Не говоря уже о том, что в Москве, например, отреставрированные и построенные турками здания становятся на 20 - 50% турецкой собственностью.

Иностранцам достаются даже средства из федерального бюджета - деньги налогоплательщиков. Можно ли представить себе тех же американцев, приглашающих фирмы из "третьего мира" ремонтировать Белый дом и здание сената?! У нас же это возможно и, более того, абсолютно "экономически оправданно". Таможенный комитет РФ начал возводить новые таможни за счет госбюджета. В прошлом году на одни торги они даже не пригласили российские фирмы. На других - "Роснефтегазстрой" предложил более дешевый проект, но выбрали все равно финнов. И стоит заикнуться о государственном престиже, тебе сразу же расскажут все о тех же законах рынка.

ХЕППИ-ЭНД

У СОТРУДНИКОВ одного НИИ в Томске от прежней роскоши остались только научный потенциал и земля вокруг института. Ученые наняли китайцев: по одному на каждый гектар. Китайцы зарылись в землю и принялись скрупулезно выращивать овощи. И что вы думаете? Торговля овощами подняла науку с колен.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно