ТОЛЬКО одно упоминание любого предприятия, в названии которого есть слово "нефть", вызывает у рядовых россиян чувство неподдельного уважения к этому самому предприятию и одновременно зависти к тем, кому посчастливилось устроиться на нем работать.
МЕЖДУ ТЕМ большинство людей, имеющих отношение к этому бизнесу, зарабатывают свой хлеб насущный тяжелым изнурительным трудом в экстремальных северных условиях. И, как оказалось, его оплата не всегда соответствует нашему традиционному представлению: "Они там, в Тюмени, деньги гребут лопатой". Яркий пример тому - готовность к массовым акциям протеста и забастовкам работников ОАО НК "Роснефть - Пурнефтегаз" (дочернее предприятие одной из крупнейших отечественных компаний "Роснефть"). Средняя зарплата на государственном, заметьте, предприятии чуть ли не вдвое ниже, чем в соседних частных нефтяных компаниях. Между тем "Роснефть" громко объявила о намерении вложить в строительство горнолыжного курорта на Сахалине 365 млн. долл.
Небольшой городок Губкинский, затерянный на бескрайних заснеженных просторах Ямало-Ненецкого автономного округа. Нашему корреспонденту удалось связаться с председателем профкома "Пурнефтегаза" Евгением Мартыненко, который поведал о конфликте.
- Уже в течение нескольких лет наша материнская компания "Роснефть" не повышает нам зарплату. За это время не один раз подскакивали тарифы на жилищно-коммунальные услуги, ощутимо выросли и без того высокие северные цены на продукты питания, а про общую инфляцию за эти годы я уже и не говорю. Сейчас только за квартиру приходится платить 3-4 тыс. рублей. Вы представьте себе, что такое 10 тыс. рублей в месяц (зарплата оператора по добыче нефти 5-го разряда) у нас на Крайнем Севере?! И это со всеми надбавками, коэффициентами, премиальными. Одному еще как-то можно прокантоваться, но ведь у большинства есть семьи, дети. Летом их надо хотя бы на пару месяцев вывезти куда-нибудь погреться, обуть-одеть к школе. К примеру, билет до Москвы в одну только сторону 5 с лишним тысяч рублей стоит, до Краснодара - 6,5. Вот и посчитайте, сколько денег нужно туда и обратно его жене с двумя детьми. У нас зима чуть ли не 10 месяцев в году, а в два оставшихся - от гнуса спасения нет.
- А вот руководство утверждает, что у вас средняя зарплата 17 тыс. рублей...
- Ну так это ведь, как средняя температура по больнице, - всегда в норме. Вот лучше бы они из своих евроофисов с Софийской набережной в Москве сюда приехали и посмотрели, как нам тут живется-можется и как "черное золотишко" добывается. Согласились бы они за такие деньги здесь вкалывать?
- Это правда, что столичные топ-менеджеры "Роснефти" по 300-400 тыс. рублей в месяц получают?
- Не берусь утверждать, хотя вполне возможно. Зато точно знаю, что зарплата, к примеру, уборщицы в нашей конторе 5 тыс. рублей. Как она, бедная, живет на эти деньги, представить не могу.
- Так, может быть, трудового героизма вам не хватает, вот и платят соответственно?
- В 2002 году губкинские нефтяники дали на-гора почти 65% сырья, добытого всеми предприятиями компании (а их около сотни). По официальным данным, выручка "Роснефти" составила 133 млрд. рублей, а в нынешнем запланировано ее увеличение на 10 млрд. рублей. Неужели мы не заслужили прибавки к зарплате?
По таким показателям, как себестоимость и трудозатраты на одну тонну продукции, мы нисколько не уступаем "Сибнефти", "ЮКОСу", "Сургутнефтегазу", где зарплаты гораздо выше, чем у нас. Плюс к этому у них действуют защищенные коллективные договора. Это гарантирует их работникам льготные путевки в дома отдыха и санатории, систему медицинского страхования, благодаря которой они могут позволить себе дорогостоящую операцию, льготную оплату детских дошкольных учреждений... А у нас только каждый десятый может рассчитывать на такую путевку, я уже не говорю о помощи серьезно больным людям.
Куда деваются заработанные нами деньги, мы не знаем, но догадываемся. Вот рабочие и решились на крайнюю меру в борьбе за свои права.
- Как ко всему этому относится "сам" - президент "Роснефти" Сергей Богданчиков?
- В прошлом году он на словах согласился, что пора повысить зарплаты, на деле же все ограничилось разовыми выплатами и мизерной индексацией в III-IV кварталах 2002 года. На днях уже вице-президент компании Юрий Матвеев пообещал рассмотреть этот вопрос, но особых надежд на радикальные изменения мы не питаем: могут и послать куда подальше в очередной раз. В таком случае нам отступать будет некуда. Сколько можно терпеть эту порочную систему: столичным менеджерам и управленцам платят по западным расценкам, а работягам - по российским!