В дни празднования Великой Победы телезрители России станут свидетелями открытия нового монумента на Поклонной горе, который, возможно, вызовет у многих недоумение. Еще к памятнику не пускают, усердно покрывают его окисляющими растворами, чтобы придать бронзе благородную "древность", а по Москве уже спрашивают: "Вы на Поклонной давно были? "Мертвяков" видели?" Так народ окрестил новый шедевр Зураба Церетели еще до его открытия. Мы решили послушать, что говорят люди, да сами взглянуть на это произведение - и вот получилось что-то вроде экскурсии по комплексу с неофициальной "презентацией" нового памятника.
Разговор с охраняющим монумент милиционером слегка озадачил.
Журналист: Когда памятник-то откроют? В День Победы?
Милиционер: Да лучше бы вообще никогда...
Жур.: Что, не нравится? М.: А кому он нравится? Я, сколько здесь стою, что-то еще ни одного человека не видел, которому бы он нравился!
Проходящий мимо ветеран: - Скажите, пожалуйста, как называется-то это?..
М.: Ой, лучше не спрашивайте! Покаяние народа... "Страшный суд", по-моему...
Зрелище, которое будет встречать теперь москвичей и гостей столицы при входе на Поклонную гору, действительно не для слабонервных. Даже днем, при свете солнца. Не говоря уже о вечерах, когда колонну выходящих из-под земли истощенных гигантов - видимо, воскресших из мертвых (хотя такое чувство, что не совсем) - будет озарять неоновая подсветка. И с этого-то места будет отныне начинаться экскурсия по мемориалу, призванному возвеличить русскую воинскую славу...
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В 60-е здесь был разбит Парк Победы. Можно спорить, достаточно ли увековечить народные подвиги деревцами или необходим все же камень, и где в этом случае мера, - но так или иначе парка показалось мало. Первый проект комплекса на Поклонной горе был разработан "придворным" архитектором того времени Анатолием Полянским. Он, кстати, возглавлял институт, проектировавший курортные сооружения, так что, если приглядеться, черты "курортной" архитектуры можно заметить в мемориальном массиве, который, несмотря на критику и споры, бурлившие в конце 80-х, Полянский, хоть в измененном виде, все-таки построил.
По первому его проекту, на месте Ники должно было стоять сорокаметровое знамя Победы. Спроектировано оно было не совсем удачно, поскольку, находясь против солнца (на манер гигантского тента), всегда оказывалось в тени. Андрей Вознесенский еще тогда образно окрестил его "Черным знаменем победы". По счастью, ему не суждено было реять над столицей. Отклонил этот проект не кто иной, как Борис Ельцин, тогда бывший первым секретарем МГК.
Последовавшие за этим конкурсы предлагали разные варианты. Можно вспомнить проект скульптора Клыкова, собиравшегося выстроить на горе 130-метровую церковь, а также проект группы студентов-архитекторов, предложивших оригинальную систему арочных пролетов, выполненных из белого камня с позолотой и напоминающих праздничный салют. Кстати, частично эта идея была позаимствована все тем же Полянским, когда он проектировал самое радостное место этого комплекса -церковь Георгия Победоносца (Церетели же выполнил для нее иконостас и внешний барельеф). Светлую мысль высказал и известный скульптор Аникушин, предложивший восстановить вырубленный парк и поставить в нем скромный (всего 20 метров) постамент Родине-матери. Это простейшее решение и победило в конкурсе.
Но нет пророков в своем Отечестве, а победителей не судят - их просто забывают. И вышло так, что этот проект оказался под сукном. А вместо него снова откуда-то возник проект Полянского. Теперь это был уже стометровый штык, на который Зурабу Церетели осталось только насадить Нику...
ОРГАНИЗОВАННЫЙ ПУСТЫРЬ
РЕЗУЛЬТАТ всех этих архитектурных и начальственных колебаний мы видим теперь перед собой. Большей частью не понимая ни цели, ни значения этого циклопического сооружения. Те, кто похитрее, уходят для прогулок дальше, за музей - там и места поспокойнее, и зелени побольше, но, увы, не всякому ветерану (и даже не ветерану) под силу проделать этот путь. В самом же мемориале не чувствуется ни торжественности, свойственной сталинским площадям, ни масштаба старинных русских застроек. Нет здесь и классицизма западного типа, как, к примеру, на Елисейских полях. Получился просто организованный пустырь. С которого зимой сдувает. Летом же чувствуешь себя, как на раскаленной плите. Сначала площадь вообще додумались выложить полированным гранитом, так что гуляющие, особенно зимой, рисковали сломать себе шею. Теперь полировку убрали, однако уюта в каменном городе от этого не прибавилось. Не прибавил его и новый монумент Церетели, с которого мы и начали свой рассказ.
Фомичева Инна, научный сотрудник:
- Здесь же Триумфальная арка победы, церковь - тоже во славу победы. И вдруг на самом виду - такой ужас. Вокруг дети едят, играют... Есть же аллея скорби - там бы он хотя бы был на месте.
Игорь Камраев, скульптор:
- Впечатление какого-то вчерашнего дня. Это традиционное советское искусство. Мы все это уже видели. И в ГДР такие памятники строили, и в Польше, и у нас в Белоруссии. Через четыре года будет уже XXI век. А мы все продолжаем смотреть назад. Кроме того, не вписывается он просто в архитектуру - закрывает всю панораму, храм. Какая-то страшная скульптура, мрачная и, главное, несовременная. Художников много ведь в Москве. И есть талантливые. Это не зависть, но я не понимаю, почему второй такой памятник делает тот же человек. Почему определяет лицо нашего города он, а не сами москвичи?
Очевидно, во избежание дискуссий Зураб Церетели решил подарить этот странный монумент городу. Просто договориться с властями, смонтировать потихоньку - и пусть стоит. Не разберут же! Видно, поэтому и было выбрано место, не требующее подготовительных работ. Так и стоять ему посреди "буферной" зоны - то есть там, где проходят обычно народные гуляния, работают аттракционы, гуляют дети.
Солдаты в увольнительной:
- Так себе памятник... Вот сфотографироваться хотели, но решили, уж лучше на фоне Ники.
Кочетова Татьяна Васильевна, ветеран:
- Не нравится. Больно уныло. И голые какие-то женщины. В общем, не в нашем это стиле (смеется).
Московские школьники:
- Ничего памятник. Мрачный только какой-то. Серый. Надо покрасить!
И в этой шутке есть доля правды. Этот монумент, конечно, не чета холодной Нике, декоративному Георгию. В нем есть и динамика, и пластичность, и драматизм. Но, ей Богу, не к месту он на залитой солнцем площади, где люди празднуют Победу. И среди загорающих на остатках Поклонной горы горожан, катающихся на аттракционах детей, торгующих пивом киосков странно и нелепо смотрятся изможденные фигуры, выбирающиеся из могил... Ни дать, ни взять - "Триллер" Майкла Джексона наяву.