В поп-музыке, как и в любом другом искусстве, есть стиль уходящий, есть стиль приходящий. А есть те, кто смешивает привычное и остромодное в один неотразимый для слушателя и его кошелька коктейль. На смену "совку" приходит "запад".
КУКОЛЬНЫЙ ДОМ
ПОЖАЛУЙ, самым распространенным проявлением такого подхода стала изящная, милая "сексуально - кукольная" попса, которую культивируют в последнее время певицы типа Ветлицкой, Салтыковой, Владимирской и Варум. Общее у всех перечисленных див то, что отчасти традиционное, а отчасти и немного европейское мелодическое наполнение фирменно оперено и подано с помощью нормальных стилистов и клипмейкеров.
Фальцетный, немного детский вокал в сочетании с яркой сексуальностью образа действует на мужские ушки, сердца и иные органы неотразимо. И пускай с русским языком и в этом лагере бывают нестыковки: "Меня ты скоро позабудешь - Художник, что рисует дождь..." Но, по-моему, несправедливо требовать пения по- русски от девушки по имени Анжелика Варум. Тем более несправедливы претензии к ее текстовику с фамилией настолько труднопроизносимой, что я даже не рискую ее привести.
И пускай большинство вышеперечисленных не являются крупными певицами в вокальном плане, но в данном случае мощной подачи голоса и большого диапазона даже не требуется. Сексуальное начало на месте.
Ира Салтыкова довела этот стиль до маразма, а страну до оргазма. Не обладая никакими вокальными данными, она взлетела как метеор, используя мелодии гения "музыкальной шкатулки" Олега Молчанова и тексты на грани смешного: "Ты вчера сказал: "Привет, побудь со мной, моя звезда". А я тебе сказала: "Нет", хотя глаза сказали "Да".
Сколько издевались над отсутствием голосовых данных у очаровательной Кристины. А ведь никто и не задумался, что не стал бы народ покупать альбом "Верность", исключительно памятуя о ее великой маме. К чести К. Орбакайте надо сказать, что, прекрасно осознавая свой певческий лимит, она смогла взять другим - личным обаянием и грамотным музыкальным сопровождением.
В ХИТРЫХ РУКАХ ПРОФИ
АРАНЖИРОВКИ у всех упомянутых, бесспорно, не стинговские и не габриэлевские, но в целом джентльменский набор звуков из саунд - "библиотеки" у многих нынешних артистов стал намного богаче.
Современные московские студии, причем даже не самые дорогие, принципиально (как по поколению аппаратуры, так и по количеству примочек) не отличаются от средних европейских. А "пахари музыкальной индустрии" - звукоинженеры, музыканты и аранжировщики - в большинстве своем мужчины с огромным студийным, концертным и кабацким опытом, с настоящей русской смекалкой, долгие годы умудрявшиеся писаться на такой аппаратуре, что у любого западного "звукача" руки опустились бы после первых трех минут.
...В любом шоу-бизнесе есть артисты, сами способные сделать многое, если не сказать все, и есть "проекты", то есть исполнители плюс стоящие за ними продюсеры, аранжировщики, композиторы, поэты, стилисты.
К сожалению, ярких личностей, самостоятельно способных на творчество, можно пересчитать на пальцах, Пресняковы стар и млад с Агутиным здесь фигурируют как наиболее подходящие примеры.
Одним из наиболее интеллигентных и самостоятельных поп- музыкантов, бесспорно, является Дима Маликов. Секрет его стабильной популярности (в данный момент новый компакт Маликова занимает первые строчки в чартах продаваемости) не только в эффектной сексвнешности, но и в профессиональном подходе к музыке.
Маликов - джентльмен и дипломат не хуже Е. Примакова. За время своей карьеры он умудрился не подставить себя ни разу, умело обходя острые углы.
Маликов хитер - в пластинке "Прощай, моя блондинка" есть простенькая, как дырка на колготках, песня-завлекалка, призванная побудить не очень притязательного слушателя купить альбом.
Но есть основной материал - очень неглупая синтезаторная музыка, явно свидетельствующая о композиторском росте. "Выпью до дна" - многослойная аранжировка мелодии, "Золотой рассвет" - забавный эксперимент, ясно показывающий, в какую сторону будет двигаться Маликов в дальнейшем.
В качестве припева здесь использован хор фольклорных бабушек, записанный в 50-х годах и неизвестно где отрытый настырным Димой. Чтобы бабушки попадали в маликовскую тональность и ритмику, они немного "ускорены", что придает всей вещи несколько сюрреалистический эффект. "Невооруженным" ухом слышишь явную схожесть с этническими экспериментами Майкла Кретю и его проекта "Энигма", а также с "Дип Форест". Все бы хорошо, лишь бы свое лицо не терялось. Багаж, за столетия накопленный народной музыкой, настолько велик, что именно в нем, как это ни парадоксально, сегодня возможно черпать самые свежие идеи в поп- музыке. Чем наши и начали успешно пользоваться пару лет назад.
Леонид Агутин, наверное, наиболее яркий и сильный пример того, как, взяв на вооружение чуждые нам элементы музыки фламенко и румбы, можно добиться не только поразительного творческого эффекта, но и крупного коммерческого успеха.
Начиная с памятного "Босоногого мальчика", Агутин стал развивать свой творческий метод, что и подарило нам великолепный альбом "Декамерон". Пусть его музыка кажется временами пляжной, легковесной, но сыгранно все филигранно, и Леня, наверное, оказался первым, кто сумел добиться народной любви, эксплуатируя мажорные гармонии.
Кроме того, Агутин, обретя твердую почву под ногами, на втором альбоме не побоялся эксперимента, сыграв совершенно необычный приблюзованный номер "Муха" с достаточно сумасшедшим текстом о мухе, влюбившейся в возвращающегося домой старичка.
Тут же попытка сделать хитом совершенно некоммерческую, хотя и потрясающе красивую балладу "Двери в небеса". "Двери в небеса, двери в огне откровенья. Как минуту забвенья понять..." - согласитесь, достаточно необычно для шлягера.
Но шоу-бизнес не был бы собой, если бы в модную струю моментально не вливалось множество подражателей. По проложенной Агутиным дорожке триумфально прошествовала слащавая посредственность - Андрей Губин. Посредственность опирается на те же "шпанские" гитарные ходы, смазливую физиономию, вызывающую нездоровую реакцию у школьниц и гомосексуалистов, и что самое главное - на мощную финансовую поддержку собственного отца.
Уж коли вспомнили Губина, то как же не вспомнить Линду, другую звезду АРСовских эфиров. Если бы не очень нормальная ситуация, когда мультимиллионер отец огромными финансовыми вливаниями обеспечивает триумфальный прорыв дочурки в ящик, то появление Линды можно было бы только приветствовать.
И хотя петь она не умеет, прозрачные засэмплированные азиатские мелодии (заслуга блестящего аранжировщика и композитора Максима Фадеева) вкупе с действительно европейским, космически отстраненным имиджем а-ля Бьорк, способны произвести впечатление даже на самых искушенных.
КОМУ СЕЙЧАС ЛЕГКО?
БЫТЬ "западником" в эстрадной России не самое пока благодарное занятие. Шедевром мировой музыки однозначно признана довольно средняя панкбанда "Ногу Свело", в основном из-за сумасшедшей энергетики ее лидера Макса Покровского, до сих пор считающего себя альтернативщиком, хотя его альтернативность ныне пролегает где-то между Киркоровым и Шуфутинеким.
А супердрайвовая группа "Моральный Кодекс" во главе с необузданно мужественным Мазаем первые пять лет своего существования даже не могла претендовать на что-то иное, чем статус ансамбля "музыкантов для музыкантов".
С другой стороны, блистательная соул-группа "А-Студио" вынуждена по сей день пропагандировать прежде всего дискотечные хиты типа "Джулии" и "Солдата любви", оставляя свои на самом деле непростенькие произведения для живых концертов.
Ну а что делать? Кому сейчас легко? Пройдет еще, наверное, немало лет, прежде чем изменится уровень массового вкуса. Подождем.